Защита авторского права и смежных прав

Защита авторских и смежных прав в российской федерации

Защита авторского права и смежных прав

к

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

PROTECTION OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

УДК 347.78

Бауэр Рудольф Эдуардович, студент IV курса бакалавриата по направлению «Юриспруденция» Санкт-Петербургского государственного университета, E-mail: rudolf.bauer@mail.ru

Чумаченко Василий Андреевич, студент III курса бакалавриата по направлению «Юриспруденция» Санкт-Петербургского государственного университета,

E-mail: Chumach1999@mail.ru

Bauer Rudolf, IV-year student of the bachelor degree in Law at Saint Petersburg state University

Chumachenko Vasily, III-year student of the bachelor degree in Law at Saint Petersburg state University

Аннотация

В представленной статье авторы рассуждают об охране авторских и смежных прав в Российской Федерации. Поднимается вопрос о различии терминов «охрана» и «защита» прав.

В статье говорится о том, что личные неимущественные и имущественные права защищаются в праве интеллектуальной собственности по-разному.

Авторы рассуждают также о мировой проблеме роста количества судебных дел, связанных с нарушением права на имя, права неприкосновенность произведения, права на обнародование произведения и право авторства. При этом российский законодатель пытается

всячески урегулировать и защитить авторские и смежные права, в частности, вводя не только гражданскую и административную, но и уголовную ответственность.

Annotation

In this article, the authors discuss the protection of copyright and related rights in the Russian Federation. The question is raised about the difference between the terms «protection» and «protection» of rights. The article States that personal non-property and property rights are protected in intellectual property law in different ways.

The authors also discuss the global problem of the growing number of court cases involving violations of the right to name, the right to inviolability of the work, the right to publish the work and the right of authorship.

At the same time, the Russian legislator tries to regulate and protect copyright and related rights in every possible way, in particular, by introducing not only civil and administrative, but also criminal liability.

Ключевые слова: защита и охрана, авторское право, смежное право, право интеллектуальной собственности, юридическая ответственность.

Keywords: protection and protection, copyright, related rights, intellectual property rights, legal liability.

Очень важным вопросом является защита авторских и смежных прав. Как всякое правоотношение, оно подлежит охранительному регулированию. При этом важно различать термины «охрана» и «защита» прав.

Охрана прав – это регулятивное отношение, направленное на установление общего правового режима, который позволяет обеспечить нормальное и беспрепятственное осуществление авторских и смежных прав. Защита прав – это уже охранительное отношение, последствие нарушенного права.

Точнее это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда авторские или смежные права нарушены или оспорены1. Стоит сказать, что авторские и смежные права подразумевают гражданские, административные и уголовные меры защиты.

1 Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // Российская юстиция. 1999. № 11.

В сфере авторского права и смежных прав одним из самых распространенных нарушений является незаконная реализация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Все большую угрозу для правообладателей представляет незаконное размещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет и сети сотовой связи2.

Основной перечень способов защиты гражданских прав находится в ст. 12 ГК РФ.

Среди них есть признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. Все эти способы также защищают авторские и смежные права. Притом перечень этих способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим.

Эти способы применимы и при защите авторских и смежных прав. В силу принципа диспозитивности гражданского права выбор способа защиты нарушенного права принадлежит правообладателю.

Но в большинстве случаев он может пользоваться только конкретным способом защиты, который вытекает из закона или характера нарушенного правоотношения. Прежде всего, стоит сослаться на ст. 1250 ГК РФ, где говорится о защите прав правообладателем.

Личные неимущественные и имущественные права защищаются в праве интеллектуальной собственности по-разному.

За последние полвека все активнее нарушаются личные неимущественные права. В мире растет количество судебных дел, связанных с нарушением права на имя, права неприкосновенность произведения, права на обнародование произведения и право авторства.

Государство и общество придают все больший уровень охраны правам на произведения науки, культуры, литературы и искусства. Очень часто нарушаются права авторов в незаконном копировании, воспроизведении, скачивании, приобретении их интеллектуальных трудов.

Ранее было в порядке вещей не сослаться на автора или издать чужие мысли под своим псевдонимом и именем.

2 «Авторское право: Учебное пособие» (Свечникова И.В.) («Дашков и К», 2009) // СПС «Консультант Плюс»

Очень часто компилировали и ученые, попросту «слизывая» друг с друга на 100% идеи.

Знаменитая история с Поповым и Маркони по поводу изобретения радио – тому прекрасный пример, хотя тут все упирается в своевременное патентование (что тоже стало регулироваться правом интеллектуальной собственности).

В последнее время все больше стало предоставляться защиты ученым, стали бороться с плагиатом, многих преподавателей увольняли из университетов из-за обнаруженного плагиата в научных работах.

Научное общество тогда учредило наукометрические базы данных и базы международного научного цитирования. Такими стали Scorpus и Web of Science. В Российской Федерации был учрежден индекс научного цитирования – РИНЦ, который позволяет бороться с незаконными заимствованиями и плагиатом, а также грамотно охранять авторам интеллектуального труда свои произведения.

Разберем сначала способы защиты личных неимущественных прав автора. Таковыми согласно ст. 1251 ГК РФ являются:

• признание права

• восстановление положения, существовавшего до нарушения права

• пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

• компенсация морального вреда

• публикация решения суда о допущенном нарушении

Стоит заметить, что для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Защите может подлежать и неопубликованное произведение. Например, неопубликованная книга, недоснятый фильм, невыпущенная песня и прочее.

Также на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Об этом гласит ст.208 ГК РФ и дает повышенный уровень защиты интеллектуальной собственности.

Защищать личные неимущественные права могут позже и наследники автора в течение всего срока владения ими этого права.

Вторая категория авторских и смежных прав, которая охраняется российским правопорядком – исключительное право. Способы защиты исключительных прав закреплены в ст. 1252 ГК РФ. Автор произведения или его правообладатель могут обладать следующими способами защиты:

• о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб

• о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним (например, требование о прекращении размещения произведения истца на сайте ответчика в сети Интернет)

• об изъятии материального носителя – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю

• о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя

• о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права

Стоит сказать, что в ГК РФ включено правило о том, что на принадлежащее автору и исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания.

Также закон относит к материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права, могут быть приняты обеспечительные меры, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и

материалы. Иногда возникает необходимость обеспечить иск автора или иного правообладателя. В частности, чтобы пресечь дальнейшей нарушение права.

Допустим, обеспечительные могут быть наложены на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными или на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение3.

Например, в ст. 1302 ГК РФ говорится о том, что суд обладает правом на запрет ответчику совершать определенные действия в целях введения в гражданский оборот экземпляров интеллектуального труда, в отношении которых есть предположение, что они являются контрафактными.

Это может быть изготовление, воспроизведение, продажа, сдача в прокат, импорт, использование, а также транспортировка, хранение или владение контрафактных копий интеллектуального труда.

Что означает контрафактные копии? Данный термин происходит от французского слова «contrefason» и означает «нарушающий авторские или смежные права».

С конца XX века основными нарушителями авторских и смежных прав являются субъекты-контрафакторы, которые допускают незаконное использование и способствуют распространению, а другие субъекты-пираты незаконно приобретают и пользуются такими незаконными копиями и контентом. Почему именно «пираты»? Данная терминология произошла от английского неологизма «piracy», т.е. переводящиеся как нарушение прав интеллектуальной собственности.

Также стоит заметить, что вина в совершении гражданско-правового нарушения авторских и смежных прав не учитывается вовсе. Отсутствие вины не освобождает нарушителя таких интеллектуальных прав от ответственности и не исключает применение в отношении него мер юридической ответственности. Например, пресечение действий, нарушающих исключительное право либо

3 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2014.

создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет.

Стоит упомянуть и об административной ответственности за нарушение в сфере авторских и смежных прав. Этому посвящена ст. 7.12 КоАП РФ4, которая именуется «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав».

Объективная сторона правонарушения сводится к незаконным действиям лиц, которые используют фонограммы или произведения, являющимися контрафактными либо на них указана ложная информация об их изготовителях, месте их производства, обладателях авторских и смежных прав, а равно иным образом нарушающих авторские и смежные права в целях извлечения доходов. Данное нарушение влечет наказание только в виде административного штрафа.

Но даже гражданско-правовая и административно-правовая ответственность не могут остановить нарушителей закона и авторских прав. В России еще с 1990-х годов сложилась массовая и повальная практика в торговом обороте с продажей контрафактных товаров (DVD-кассет и CD-дисков)5.

Еще недавно на компьютерах аж правительственных и крупных банковских учреждений были установлены пиратские и нелицензионные программы обеспечения. На данный момент в Российской Федерации только 10-15 % пользователей имеют лицензионную копию программного обеспечения.

Кому скажешь, что ты купил Windows 10, то над тобой посмеются. К сожалению, в российской действительности такое положение дел на данный момент. Пиратские и контрафактные копии дешевле, а иногда и вовсе бесплатны. Например, система скачивания игр «Торрент».

Естественно, пользователи будут пиратами скачивать контент бесплатно.

Тогда российский законодатель решил бороться с таким положением главной «панацеей от всех бед» – уголовной ответственностью. Но по факту, изменилось мало что.

4 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

5 Щербак, Н. В. Авторское право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Щербак. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 182 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Модуль.

За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена уголовная ответственность в ст. 146 УК РФ6. Удивительно то, что при составлении Уголовного кодекса РФ отнесли данное преступления к виду нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из ч. 1 ст. 146 УК РФ, нарушением авторских и смежных прав является присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. При этом, максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде ареста на срок от трех до шести месяцев.

Сама объективная сторона преступления складывается из объявления себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени. В ч. 2 и ч. 3 ст. 146 УК РФ уже имеются квалифицирующие признаки для преступления.

Но данные преступные деяния все равно не предусматривают лишения свободы и ограничиваются в основном наказанием в виде штрафа.

Литература

1. Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // Российская юстиция. 1999. № 11.

2. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 19.

3. «Авторское право: Учебное пособие» (Свечникова И.В.) («Дашков и К», 2009) // СПС «Консультант Плюс»

4. Щербак, Н. В. Авторское право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Щербак. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 182 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Модуль.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-avtorskih-i-smezhnyh-prav-v-rossiyskoy-federatsii

Защита авторских и смежных прав –

Защита авторского права и смежных прав

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора.

При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения.

Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Смежные права — это права человека, участвующего в создании и разработке произведения, но занимающего роль соавтора. Коротко говоря, смежные права — это права соавтора. Защита смежных прав производится так же, как и защита авторских.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности.

Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации.

Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем.

В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.

Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.

Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности.

В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору.

Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом.

Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной.

Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами.

Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств.

Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд.

С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу.

Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется). Образец свидетельства.
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • -, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание.

Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность.

Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки».

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-i-smezhnyh-prav/

Все способы защиты авторских и смежных прав для их обладателей

Защита авторского права и смежных прав

Защита авторских и смежных прав осуществляется как национальным законодательством, так и международным, в большинстве положений имеющим приоритет над положениями Гражданского кодекса РФ.

Оба регулятора устанавливают способы защиты права интеллектуальной собственности, которые признаны наиболее эффективными в борьбе с правонарушениями в данной области. В данной статье рассмотрены способы защиты авторских и смежных прав.

Законодательная база в области защиты авторских и смежных прав

Данная глава включает в себя следующие положения:

Защиту авторских прав условно можно разделить на срочную и бессрочную. В соответствии со ст. 1267 ГК РФ авторство, имя автора и само произведение находятся под бессрочной защитой государства.

Исключительное же право на произведение действует, согласно ст.

1281 ГК РФ, в течение всей жизни автора и на протяжении 70 лет после его смерти (срок начинается с 1 января года, следующего за смертью обладателя исключительного права).

Статья 1267 ГК РФ. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора

  1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
  2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Подробно о сроках действия авторского права, читайте в статье по ссылке.

Под смежными правами понимают разрешение на исполнительскую деятельность в отношении объекта авторского права (воспроизведение фонограммы, транслирование произведения в СМИ и т.д.). Данный вид правоотношений регулируется гл. 71 ГК РФ и включает в себя:

  • общие положения (об объектах и субъектах смежных прав, заключение лицензионного договора на использование объектов авторского права, средства защиты и т.д.);
  • права на исполнение авторского произведения и на фонограмму;
  • порядок организации эфирного и кабельного вещания;
  • регулирование прав и обязанностей в области изготовления базы данных;
  • право публикатора на объекты интеллектуальной собственности.

Для смежных прав также установлен свой срок действия. Право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. В том случае, если лицо не доживает до этого срока, право исполнения передается по наследству на оставшийся срок.

В течение всей жизни и 50 лет после смерти длится право на фонограмму.

Право на сообщение в теле- или радиоэфире действует в течение 50 лет. Изготовление базы данных – 15 лет. Право публикатора – 25 лет. Начало течения срока – 1 января года, следующего за осуществлением смежного права.

Положения ГК РФ не могут противоречить не только Конституции РФ – основному закону государства, но и, в большинстве случаев, международным договорам. Подробнее о международно-правовом регулировании представлено ниже.

Кроме ГК РФ как основного регулятора необходимо выделить административное и уголовное законодательство, устанавливающее санкции нарушителю при совершении им определенных составов правонарушения или преступления (ст. 7.12 и ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ и ст. 146 УК РФ).

Способы защитить свои произведения

Существует множество способов для лица защитить свои права автора.

Он может воспользоваться заблаговременной защитой, которая поможет ему в дальнейшем, послужив доказательством (депонирование, нотариальное заверение произведения, отправление письма самому себе и т.д.

), а может приступить к защите уже после того, как обнаружит, что его права и интересы были нарушены. Сделать это можно как досудебным способом, так и путем подачи иска.

Досудебные

Процессуальный закон (ГПК РФ и АПК РФ) не устанавливает обязательную досудебную форму решения спора для защиты авторских и смежных прав, однако лицо вправе воспользоваться данным способом.

Под досудебным урегулированием спора понимается:

  • переговоры с нарушителем;
  • отправление ему претензионного письма.

Претензионное письмо

Претензия – это письменное извещение, целью которого является мирное (досудебное) урегулирование спора, в данном случае, о нарушении авторских и смежных прав.

Письмо должно содержать:

  1. Данные нарушителя (ФИО или наименование юридического лица, адрес).
  2. Данные лица, чье право было нарушено (ФИО, адрес).
  3. Наименование документа («Претензия о нарушении авторских и смежных прав»).
  4. Суть нарушенного права.
  5. Ссылки на законодательство.
  6. Сведения, доказывающие факт нарушения.
  7. Требования автора.
  8. Список документов в приложении к претензии (если таковые имеются).
  9. Дата и подпись автора.

Судебные

Лицо, чье право было нарушено, может не предъявлять претензионное письмо, а сразу обратиться с иском в суд, например:

  • при подаче иска о признании авторского права;
  • о пресечении дальнейших действий нарушителем прав;
  • об изъятии контрафакта из оборота;
  • о публикации решения суда о признании нарушенного права с указанием настоящего автора.

Обратиться в суд можно и в том случае, если претензионное письмо было проигнорировано или нарушитель ответил отказом исполнить выдвигаемые автором требования.

Исковое заявление, по сути, повторяет все то, что лицо могло бы указать в претензионном письме: суть спора, доказывающие его правоту факты, ссылки на гражданское законодательство. К иску необходимо приложить следующие документы:

  • паспорт истца;
  • свидетельство о регистрации авторского права (условно, т.к. самой регистрации не существует, ее заменяет депонирование или нотариальное заверение);
  • источники, подтверждающие создание произведения истцом (черновики, письма, публикации и т.д.);
  • результаты проведенной независимой экспертизы;
  • любые документарные или иные доказательства.

Судебную защиту также можно разделить на способы, указанные в ст. 1252 ГК РФ:

  1. Признание права.
  2. Пресечение правонарушения.
  3. Требование компенсации.
  4. Возмещение убытков.
  5. Изъятие контрафактных экземпляров произведений.
  6. Публикация решения суда.

Признание

Данный способ позволяет установить истинного создателя произведения, если истец оспаривает авторство ответчика или пытается доказать факт своей принадлежности к произведению. Здесь речь идет о неимущественном споре без цены иска.

Чаще всего подобными заявлениями обращаются соавторы произведения.

Пресечение правонарушения

Этот способ также является неимущественным. Примером пресечения правонарушения выступает судебный запрет в сторону ответчика на распространение контрафактных копий произведения, созданного истцом.

Требование компенсации

Чаще всего в суды подается исковое заявление с обозначением конкретной суммы, выражающей компенсацию материального вреда автору. Она рассчитывается следующим образом:

  • от 10 тыс. до 5 млн. рублей (сумма указывается с учетом характера нарушения, его продолжительности, степени вины ответчика и т.д.);
  • сумма, равная двукратной стоимости контрафактного материала;
  • сумма, равная двукратной стоимости права использование нарушителем произведения или лицензии на него.

Аналогичные размеры компенсации устанавливаются и для объектов смежных прав (ст. 1311 ГК РФ).

В большинстве случаев суды в качестве моральной компенсации назначает сумму, которая меньше, чем требования автора.

Возмещение убытков

Данный способ является еще одним способом заявления с расчетом суммы иска и является своеобразной альтернативой компенсационному возмещению.

Чаще всего возмещение убытков выдвигается автором при использовании ответчиком произведения без лицензионного договора, что причинило истцу ущерб и впоследствии привело к упущенной выгоде.

Вместе с тем нередки случаи обращения исполнителей или публикаторов за возмещением убытков.

В отличие от компенсации, размер убытков необходимо доказать, что по ряду причин совершить сложно.

Изъятие контрафактных экземпляров произведений

В данном случае речь идет об изъятии контрафактных или «пиратских» копий авторского произведения. Кроме того, изъятию подлежат технические средства и оборудования, с помощью которых такие копии создавались и распространялись.

Публикация решения

Обнародования судебного решения в СМИ также является способом подтвердить признанное и закрепленное за автором или исполнителем право для пресечения дальнейших споров.

Об особенностях защиты авторских прав в сети интернет, читайте в статье по ссылке.

Международно-правовая охрана

Приоритетными источниками правового регулирования авторских и смежных прав являются международные договоры и конвенции:

Бернская конвенция (1886 г.)

Этот документ является первым международным регулятором отношений в области интеллектуальной собственности и, как и большинство изданных после него соглашений и договоров, имеет приоритет над национальным правом, за исключением следующих положений:

  • государство вправе устанавливать более высокий уровень защиты авторских и смежных прав;
  • действие некоторых норм осуществляется только в том случае, если они предусмотрены национальным законодательством (например, право следования).

В связи с тем, что у СССР был особый подход регулирования авторских и смежных прав, к данной конвенции присоединилась уже Российская Федерация 13 марта 1995 г.

Всемирная конвенция (Женева, 1952 г.)

Конвенция устанавливает следующие положения:

  • страны-участницы обязуются обеспечить все необходимые меры по охране авторского и смежного с ним права;
  • произведения, опубликованные в одном государстве, охраняются в других странах-участницах Конвенции;
  • произведение охраняется авторским правом, если на нем указан знак копирайта (©), а также имя автора и год первичного издания.

Нормы данного документа не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на произведения, написанные до присоединения государства к конвенции.

Соглашение ТРИПС (1994 г.)

Оно регулирует защиту интеллектуальной собственности в рамках Всемирной торговой организации. К принципам и основным положениям относятся:

  • использования иностранными гражданами и организациями защиты авторских и смежных прав наравне с гражданами страны-участницы соглашения;
  • принцип наибольшего благоприятствования (если граждане и организации одного государства имеют какие-либо привилегии в области интеллектуальной собственности, то вышеуказанные субъекты другого государства вправе воспользоваться такими же привилегиями);
  • запрет толкования ТРИПС как документа, ограничивающего действие других международных соглашений;
  • обязанность членов ВТО соблюдать Бернскую конвенцию и т.д.

Договор ВОИС (1996 г.)

Нередко данный договор именуют ДАП (договор об авторском праве), и его содержание включает следующие положения:

  • признание юридической силы Бернской конвенции (данный договор дополняет конвенцию, вносит более современные положения в защите интеллектуальной собственности);
  • запрет размещения и распространения без ведома автора его работ, в том числе в сети «Интернет»;
  • распространение авторских и смежных прав на форму произведения, а не на идеи, концепции и т.д.

Для осуществления защиты прав интеллектуальной собственности, автору, чье право было нарушено, предлагается два основных способа: урегулировать спор без суда путем переговоров или отправлением претензионного письма или обратиться с иском в суд, выдвинув одно или несколько требований (признание права, компенсация вреда или возмещение убытков, пресечение дальнейшего нарушения его авторских прав и т.д.).

Отдельно можно выделить публикацию решения суда, т.к. этот способ эффективно помогает пресечь возникновения новых споров и притязаний на созданное лицом произведение.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/zaschita.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.