Соотношение отраслей права

Понятие и признаки отрасли права. Соотношение отрасли права и отрасли законодательства

Соотношение отраслей права

Отрасльправа — этоглавное подразделение системы права,которое представляет собой совокупностьюридических норм, институтов, подотраслей,регулирующих значительный круг однородныхобщественных отношений, объединенныхобщностью предмета и метода.

Дляделения норм права на отрасли применяютдва критерия: предмет и метод правовогорегулирования.

Признаки:

1) особый предмет и методправового регулирования, свой режимправового регулирования;

2) специфические отраслевыепринципы;

3) способностьвзаимодействовать с другими отраслямиправа;

4) количественнаядостаточность норм права, обеспечивающаяпереход в отраслевое качество;

5) наличие обособленногои как правило, кодифицированногозаконодательства.

Соотношение:

Отрасльзаконодательства— часть системы законодательства,предназначенная для регулированияопределенных сфер деятельности. Вюридической теории и практике термины«отрасль права» и «отрасль законодательства»используются как нетождественные.

Отрасли законодательства по кругурегулируемых отношений могут совпадатьс отраслями права (гражданское,административное, уголовное,гражданско-процессуальное,уголовно-процессуальное и др.) либопредставлять массив нормативных актов,содержащих нормы, не образующих отрасльправа.

В этом случае системообразующимпринципом отрасли законодательстваявляется соответствующая сфера (функция)государственного управления (таможенноезаконодательство, лесное, горное, водное,финансовое право, право социальногообеспечения и т.д.). Имеют место ситуации,когда отрасль права есть, а отрасльзаконодательства отсутствует (финансовоеправо, право социального обеспеченияи т.д.

) Отрасль права в этом случае некодифицирована, действующий нормативныйматериал рассредоточен в различныхнормативных правовых актах. Первыйвариант наиболее желателен, посколькусближение двух систем способствуетэффективности действия всего правовогомеханизма.

ВРФ порядок расположения отраслейзаконодательства в иерархическуюсистему определяется общеправовымклассификатором отраслей законодательства.Анализ законодательства (прежде всегост.ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяетвыделить три группы отраслейзаконодательства: 1) одноименных сотраслями права (уголовное, гражданское,земельное и др.

); 2) комплексные отраслизаконодательства — отрасль, состоящаяиз норм различных отраслей права —административного, гражданского,уголовного. К комплексным отраслямследует отнести хозяйственное право,аграрное или сельскохозяйственное,водное, горное, лесное и некоторые др.

;3) отрасли законодательства «привязанные»к соответствующим сферам государственногоуправления и сферам государственнойдеятельности (законодательство о водном,воздушном, железнодорожном транспорте,об образовании и т.д.). Отсюда количествоотраслей законодательства значительнопревышает число отраслей права.

Общимправовым классификатором отраслейроссийского законодательства, утвержденнымУказом Президента РФ, охватывается 48таких отраслей

Предмет и метод правовогорегулирования являются основойразграничения права по отраслям.

Предмет правовогорегулирования(материальный критерий) — это теобщественные отношения, которыерегулируются правом (отвечает на вопрос«что?»).

Подлежащие урегулированиюотношения (предмет правового регулирования)характеризуются следующими признаками:

  • являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей
  • допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними
  • существует объективная потребность в их урегулировании

Метод правовогорегулирования(юридический критерий) — это совокупностьсредств, приемов и способов, при помощикоторых осуществляется регулированиеобщественных отношений (отвечает навопрос «как?»).

Предмет являетсянепосредственным критерием разграниченияотраслей права, метод являетсядополнительным, юридическим критерием,он позволяет определить наличие уотрасли своего предмета, т.к.

особыйпредмет есть в том случае, когда онтребует для своего урегулированияособых методов. Метод правовогорегулирования позволяет определить:

  • основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (договор, иск и пр.)
  • способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений
  • характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и пр.)

Различают дваглавных метода регулирования общественныхотношений:

  • императивный — основан на властной подчиненности субъектов правоотношений, содержит точные предписания о действиях субъектов, как правило не предоставляя право выбора варианта поведения, и характеризуется карательными санкциями (уголовное, административное право)
  • диспозитивный — предполагает юридическое равенство субъектов правоотношений, возможность выбора наиболее приемлемого варианта поведения в пределах правовой нормы, характеризуется правовосстановительными санкциями (гражданское право)

Помимоуказанных основных двух методов такжевыделяют:

  • поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслеженное поведение;
  • рекомендательный — метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.

Указанныеметоды характерны для трудового права.

Источник: https://studfile.net/preview/5299538/page:29/

Отрасли права: система норм процессуальных отраслей, регулирующих общественные отношения и их основные методы или источники

Соотношение отраслей права

Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами соответствующей отрасли. Метод правового регулирования — это приемы и способы, с помощью которых нормы, образующие отрасль, воздействует на ее предмет.

Все отрасли права по назначению делятся на:

  1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:
    • конституционное,
    • гражданское,
    • уголовное
    • финансовое
    • административное
    • семейное
    • трудовое
  2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:
    • уголовно- процессуальное
    • гражданско-процессуальное право
    • административно-процессуальное право

Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся на:

  1. Основные (называют еще первичными или фундаментальными) — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.).

  2. Вторичные — складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).

  3. Комплексные — в юридической литературе с 40-х годов XX в. высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

По регулируемым отношениям (по сфере интересов) делятся на:

  1. Публичное право — совокупность отраслей права, защищающих общий (публичный) интерес благо всего государства.

  2. Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.

Конституция РФ является исходной базой всех отраслей права. В России система права охватывает около 30 отрас­лей.

Основные отрасли права РФ:

  • Конституционное (государственное) право — регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ;
  • Административное право — связано с осуществлением исполнительной власти;
  • Гражданское право — регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права;
  • Земельное право — предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей;
  • Семейное право — посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями;
  • Трудовое право — рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности;
  • Уголовное право — предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение;
  • Финансовое право — регулирует отношения, складывающие­ся в процессе финансовой деятельности государства.
  • Гражданско-процессуальное право — регулирует порядок судопроизводства по граж­данским делам.
  • Международное право — регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене.

Источник:

Понятие и разновидности отраслей права

Отрасль права – основное подразделение правовой системы, которое формируется на основе единства предмета и метода правового регулирования.

Отрасль права – комплекс взаимосвязанных между собой правовых институтов, которые регулируют самостоятельную правовую сферу – общественные отношения.

Отраслью права регулируются общественные отношения, которые связаны с реализацией какой-либо общественной, государственной, гражданской и другой субъектной деятельности в области права.

Нормами гражданского права координируются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Семейное право регулирует правовые отношения, связанные с браком и принадлежностью гражданина к семье.

Основным отличием правовой отрасли от правового института, в котором регулятивные функции ограничены определенной группой отношений, является то, что отрасль способна регулировать расширенные категории общественных отношений, опираясь на правовые нормы.

Также отрасль права обладает более ограниченным набором юридических средств и, устанавливаемых государством, правовых методов влияния в процессе регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

В состав каждой правовой отрасли входит центральный институт, определяющий предмет, задачи, общеотраслевые принципы права. Нормативными положениями такого института объединяются правовые нормы и институты, определяются свойства, характеризующие определенную правовую отрасль.

Отрасль права характеризуется правовым режимом, которым устанавливаются положения правовых субъектов, способы воплощения прав и выполнения обязанностей, а также регламентируется перечень мер ответственности.

В состав правовой отрасли также входят юридических средства, назначением которых является обеспечение полноценного и эффективного функционирования отрасли в целом, и каждого элемента на уровне соответствующего правового института и конкретных правовых норм.

Источник: https://rgiufa.ru/prochee/kakie-sushhestvuyut-vidy-otraslej-prava.html

Соотношение отрасли законодательства и отрасли права

Соотношение отраслей права

Отрасль системы права группируется по признаку единства предмета и метода правового регулирования общественных отношений.

Отрасль законодательства – комплекс законов и подзаконных нормативны актов, содержащих нормы одной или нескольких отраслей права.

Отрасли законодательства формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом. Они делятся на несколько самостоятельных видов. Во-первых, имеются отрасли, в основном совпадающие с одноименными отраслями права.

Таковы, например, гражданское, трудовое, уголовное законодательство и некоторые другие. Во-вторых, отрасли законодательства складываются на базе определенных частей (подотраслей, юридических институтов) крупных отраслей права с добавлением некоторых норм близкого содержания, взятых из других О.п.

Таково, например банковское законодательство в системе норм финансового права и др.

Наконец, в систему отраслей законодательства входят так называемые комплексные отрасли, которые регулируют отношения в той или иной сфере государственной деятельности (образование, здравоохранение, транспорт, оборона и т.д.) и включают в себя нормы нескольких О.п.

Публичные интересы– усреднённые личные, групповые интересы, без удовлетворения которых невозможно, с одной стороны, реализовать частные интересы, с другой – обеспечить целостность, устойчивость и нормальное развитие организаций, государств, наций, социальных слоев, наконец общества в целом; это – официально признанные интересы, имеющие поддержку государства и правовую защиту.

Следовательно, публичный интерес есть признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития.

Определить содержание и пределы действия публичного интереса довольно трудно. Во-первых, само по себе сложно обеспечить исчерпывающую полноту и точность его выражения с точки зрения чисто познавательной.

Во-вторых, противоречивость и динамика развития политической и экономической сфер, многофакторность влияния, подвижность общественного поведения также затрудняют выявление параметров публичного интереса.

Заметим еще, что фаза осознания и своего рода структурирования публичного интереса значительно более сложная, нежели в сфере частного интереса. Приходится «отбирать» и оценивать множество социальных интересов.

Государство, принимая законы, стимулирует осознание тех интересов, которые признает общественно важными, создает механизм их удовлетворения, но при этом устанавливает запреты для таких субъективных интересов, которые противоречат объективным интересам общества.

Конституционное право как ведущая отрасль права (общая характеристика: понятие, особенности предмета и метода регулирования, внутренняя система, формальные источники).

Государственное право — это ведущая отрасль рос­сийского права, потому что закрепляет основы конституционного строя, федеративного устройства в нашей стране, регулирует отношения между человеком и государством.

Система конституционного права России состоит из следующих подразделов:

1. Основы конституционного строя;

2. Основные права и свободы человека и гражданина;

3. Федеративное устройство;

4. Президент российской федерации;

5. Федеральное собрание (законодательная власть);

6. Правительство россии (исполнительная власть);

7. Судебная власть (органы общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура);

8. Местное самоуправление.

Предмет конституционного права как отрасли российского права.

Предмет конституционного права РФ составляют общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:

– Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

– Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

– Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

– Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

– Общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Источник: https://cyberpedia.su/9x12882.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.