Произведение искусства в авторском праве

Содержание

Защита авторских прав в сфере искусства

Произведение искусства в авторском праве

Какое место занимают произведения искусства в авторском праве? Какими положениями регулируются права художника на картину? Как доказать свое авторство и прекратить незаконное использование созданного произведения? Что может быть квалифицировано нарушение авторских прав художника по закону РФ?

С развитием информационных технологий, особое значение получила такая специфическая сфера юриспруденции, как защита прав на интеллектуальную собственность. Вместе с тем, фотографы, художники и дизайнеры, а также другие представители творческих профессий – одни из самых уязвимых категорий для современного «пиратства».

Владимир Кривцов 2019-05-08T10:39:24+00:00

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

консультация

Хотя и сегодня случаются инциденты, когда известное полотно попросту похищают из музея, на один такой случай приходятся сотни случаев мелкого воровства чужого объекта авторского права (АП) в интернете.

Произведения искусства, как объект авторского права, охраняется законом, его статус и права создателя регулируются соответствующими положениями ГК РФ. Но на практике, художникам, музыкантам, архитекторам и др.

Творцам, приходится в суде доказывать свое авторство, чтобы прекратить неправомерное использование своего произведения.

Как происходит нарушение и защита прав в сфере искусства, мы попробуем рассмотреть в этой статье.

Права художника: авторское право, изобразительное искусство, закон

Согласно закону, в момент создания авторского произведения, у создателя формируется определённый комплекс прав на результат его работы. Они включают в себя две основные категории:

  • Исключительные (или имущественные)
  • Неимущественные

В права автора включена возможность как распоряжаться своей интеллектуальной собственностью, использовать её в коммерческих целях, для извлечения прибыли, так и передавать это право третьим лицам.

Такой комплекс прав обычно называется исключительными (или имущественными) правами.

Другими словами, художник может передать свою картину для размещения на сайте, в галерее или коллекции, за соответствующие авторское вознаграждение.

Неимущественные права – это право считаться признанным автором обсуждаемого произведения, защита его целостности и неприкосновенность, право на именование и публикацию.

Это нужно знать!

Объект авторского права получает соответствующую охрану, согласно ГК РФ, даже если такое произведение не было опубликовано. Соответственно, публикация, его коммерческое использование, переработка без согласия автора – нарушение авторских прав. 

Как нарушают авторское право художника?

Бытует ошибочное заблуждение, что все картинки или иллюстрации в интернете – свободны для коммерческого использования и переработки, автоматически принадлежат сообществу, а не конкретному человеку. Это колоссальное заблуждение уже стоило многим компаниям и отдельным предпринимателям значительных денег, нервов и сил в ходу изнуряющих судебных процессов.

Самый «простой» распространенный способ нарушить авторские права на картины художников – это непосредственное их использование в коммерческой сфере без разрешения правообладателя: в рекламе, цифровом издании, как логотип или эмблему организации, как основу для стикеров, наклеек или принта на одежде. Автор, в таких случаях, может потребовать соответствующей компенсации. Иногда случается, что и вполне официально зарегистрированный товарный знак основан на украденной иллюстрации, что в последствии может привести к судебному разбирательству и аннулированию такового.

Более сложной с точки зрения нарушения и защиты от подобного, является переработка произведения. Дело в том, что авторские права в искусстве не охраняют саму идею и концепцию. Другими словами, можно получить охрану на свою картину, но не на идею морского пейзажа. С другой стороны, попытка выдать свою картину, за произведение другого известного автора – тоже является правонарушением.

Защита авторских прав на произведения искусства

Автор получает определенные права и возможности на соответствующий объект прямо в процессе его создания, независимо от достоинства или качества работы.

Однако, первая преграда для защиты интересов правообладателя – доказательства автора.

Так как в РФ не предусмотрен особый механизм регистрации объектов АП, то и определенного документа который может доказать, что вы и есть тот самый правообладатель и создатель – нет.

Защита авторских прав в сфере искусства обычно начинается с доказательства авторства.

Чтобы облегчить данную задачу, многие художники сохраняют промежуточные результаты своей работы, нотариально заверяют наличие подобного объекта АП на определенный момент времени в руках конкретного лица, депонируют свои произведения в авторских сообществах. Именно это и должно стать первым шагом, который значительно упростит все правовые действия в будущем.

Подробнее о регистрации и депонировании авторских прав

Специалисты рекомендуют сначала пытаться решить конфликт досудебными методами. Бывают случаи, когда дизайнер выдал вашу работу за свою, ввел в заблуждение собственника компании. В этом случае есть возможность урегулировать дело «полюбовно».

Но именно этом этапе чаще всего теряются творцы: «Докажи, что это ты сделал! Где твой патент или свидетельство?» — такой фразой встречают множество претензий «осознанные» нарушители.

Тут необходимо четко понимать, что доказывать необходимо не ему, а суду, в ходе требования о выплате компенсации.

Предварительное уведомление служит лишь целью информировать лицо о ваших правах и допущенном нарушении, является предложением разрешить этот вопрос до суда.

Источник: https://krivcov.ru/zashhita-avtorskih-prav-v-sfere-iskusstva.html

Авторские права на известные произведения: общественное достояние — Эльба

Произведение искусства в авторском праве

Кажется, что классика живописи, литературы и кино принадлежит нам всем. И вроде можно зарабатывать на сувенирных футболках со стихами и репринтах картин. Но внутренний голос беспокойно подсказывает: на всякий случай узнай про авторские права. 

Свободно перепечатывать классику можно не всегда. Разбираемся, как это сделать по закону. 

Популярность произведения не означает, что копировать можно бесплатно

У стихов, картин, фотографий и персонажей мультфильмов есть автор. Ему принадлежит исключительное право тиражировать и продавать своё произведение. 

Автор может продать исключительное право, например, киностудии, музею или издательству. А сбором авторского вознаграждения занимается специальный орган — Российское авторское общество (РАО). Так устроена интеллектуальная собственность — ст. 1229, 1242, 1259, 1266, 1270 ГК РФ.

Чтобы зарабатывать на чужом творчестве, у правообладателя выкупают исключительные права или берут лицензию на использование. Но даже в этом случае произведение нельзя переделывать и на каждом изделии надо указывать автора.

После смерти автора исключительное право переходит к наследникам. Покупать лицензию нужно у них. А ещё через несколько десятков лет произведение становится общественным достоянием — когда больше не нужно платить авторское вознаграждение. Срок перехода в общественное достояние зависит от страны проживания автора — об этом расскажем ниже.

Пока произведение не стало общественным достоянием, за копирование надо платить. Чтобы понять, у кого выкупать исключительные права, придётся гуглить информацию по каждому произведению.

Статья: договоры на приобретение исключительных прав

❗ Известность произведения не означает, что оно в общественном достоянии. Так сказал Верховный Суд в п. 63 Обзора судебной практики по защите интеллектуальных прав от 23.09.2015 г.

Вот пример из его практики. Политическая партия развесила агитационные баннеры с портретом Че Гевары в берете со звездой и развевающимися волосами. По их мнению, они взяли общеизвестный символ свободы. Но оказалось, что у изображения есть автор — кубинский фотограф Альберто Корда.

Фото называется «Героический Партизан». Черно-красный плакат по фото нарисовал ирландский художник Джим Фицпатрик. Именно это изображение Че Гевары известно в мире. Фото и плакат ещё не перешли в общественное достояние. Торговая марка на образ принадлежит дочери фотографа Корды.

Печатать Че Гевару можно только по лицензии.

Что будет за нарушение авторских прав

За коммерческое тиражирование искусства предпринимателю грозят две проблемы: компенсация правообладателю и административный штраф за контрафакт. 

Компенсация полагается автору или правообладателю как плата за кражу произведения. Размер составляет от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Конкретную сумму назначает суд.

В суд на предпринимателя может подать наследник или Российское авторское общество. К примеру, с производителя хрусталя взыскали 30 000 ₽ за вазы по дизайну советского художника. Наследница художника поручила РАО собирать деньги за копирование дизайна изделий. А производитель хрусталя не покупал лицензию у РАО — дело № А49-7482/2012.

Если произведение зарегистрировано как товарный знак, предпринимателя могут оштрафовать за контрафакт на сумму до 100 000 ₽ по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф идёт государству. Контрафакт отслеживает полиция. 

Предприниматель из Волгограда торговал на улице сувенирами с изображением скульптуры «Родина-мать зовёт!». Скульптура зарегистрирована как товарный знак на имя музея-заповедника «Сталинградская битва». Предприниматель не купил у музея лицензию и получил штраф 25 000 ₽. Товар конфисковали и уничтожили — дело № А12-35548/2018.

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно 

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти.

Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора.

Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

У искусства советского времени есть свой нюанс.

Если по закону исключительное право автоматом перешло от творческого работника к телевизионному агентству, киностудии или музею, произведение переходит в общественное достояние через 70 лет после первой публикации.

Дата смерти автора не играет роли. По этому правилу в достояние попали некоторые работы военных корреспондентов, например, фото из Берлина «Знамя Победы над Рейхстагом».

Произведения зарубежных авторов переходят в общественное достояние по законам их стран. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений минимальный срок охраны фотографий и дизайна составляет 25 лет после смерти автора, а для остального искусства — 50 лет.

Сроки охраны произведений в разных странах есть тут.

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора. 

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.     

Студия анимационного кино отсудила у ресторана 300 000 ₽. Владельцы поставили перед входом картонную фигуру Ильи Муромца. Образ взяли из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», правами на который владеет студия. Так нельзя — дело № А40-92472/2016. 

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Особый случай: экспонат из музея

Картины и скульптуры из российских музеев можно использовать в бизнесе только с разрешения дирекции музея. Даже если экспонат уже в общественном достоянии. Также разрешение понадобится на тиражирование здания и названия музея. Это требование ст. 36 Закона О Музейном фонде России.

Чтобы скопировать экспонат из зарубежного музея, придется искать закон той страны и выяснять про разрешения. В общем, всё непросто

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1562/izvestnye-proizvedeniya

Авторское право и как его защитить

Произведение искусства в авторском праве

Доброго всем дня и хорошего настроения. Сегодня снова статья по заказам читателей. Принимая во внимание тему, хочу предупредить, что в текст могут случайно закрасться канцеляризмы, поэтому не спешите бить автора. В этой сфере деловой стиль вполне уместен. Но я всё же постараюсь его избежать.

Авторское право и как его защитить

Что такое авторское право

Для всех, кто занимается творчеством, актуален вопрос авторских прав, особенно это касается авторов текстов в современную эпоху, когда все их творчество существует в электронном виде и нередко свободно гуляет по сети.

С юридической точки зрения, авторское право связано с особыми отношениями, которые касаются владения и использования объектов интеллектуальной собственности. Если проще, то это право автора на продукты своего творчества.

К объектам интеллектуальной деятельности относятся произведения искусства, литературы, результаты научных исследований, изобретения, компьютерные программы и т. д. Любое их использование, даже некоммерческое допустимо только с согласия автора. Я в этой статье коснусь результатов литературной деятельности, то есть книг, текстов в интернете, рассказов и т. д.

Виды авторского права

Авторское право бывает двух видов: неимущественное и имущественное.

Неимущественное или моральное

Право автора возникает, когда появляются первые строчки текста, с этого момента человек считается автором и правообладателем. Неимущественное право не отчуждается, то есть его нельзя продать, потерять, подарить, передать другому лицу или как-то ещё утратить. Оно сохраняется за человеком вечно. Правда, нередко бывает, что авторство нужно доказать, но об этом я расскажу чуть позже.

Художник-иллюстратор Торбен Кульман.

Имущественное

Этот вид авторского права отчуждаем, то есть автор может его передать другому лицу безвозмездно или за вознаграждение. Имущественное право может быть передано бессрочно или на определённый срок, по сути, сдано в аренду. Кстати, срок передачи авторского права указывается в договоре с издательством.

Имущественное авторское право – это право на использование текста, в том числе коммерческое, — копирование, распространение, тиражирование, переведение в аудиоформат или съёмки по нему фильма и т. д.

Издательство, получившее от автора имущественные права, становится правообладателем.

И в течение указанного срока автор уже не может ни тиражировать своё произведение, ни издавать его в другом месте, ни копировать, а при цитировании обязан указать не только свою фамилию, но и издательство, в котором вышла книга.

Имущественные права на произведение сохраняются не только в течение всей жизни, но и на протяжении 70 лет после смерти автора. А затем объект интеллектуальной деятельности становится общественным достоянием.

Как защитить авторские права

Нарушение авторских прав не редкость. В первую очередь потому, что по закону права на книги и тексты в целом не требуют официальной регистрации. Написал – значит, твоё. Посторонний человек или организация, используя чужие тексты, должны не только ссылаться на автора, но и поставить рядом с его именем знак охраны авторского права – копирайт. Вот такой ©.

Кстати, «копирайт» часто путают с «копирайтингом». В русском варианте эти два термина звучат очень похоже, но по-английски пишутся по-разному и происходят от разных слов. Copy (копировать) и right (право). А копирайтинг – copywriting – написание текстов.

Из открытых источников. https://pixabay.com/ru/

Виды нарушений

Так как условно бесхозных текстов в сети много, то и желающих воспользоваться халявой находится немало. Наиболее распространены два вида правонарушений.

Нарушение неимущественных прав, когда при полном или частичном (цитирование) использовании текста не указывается имя автора или указывается чужое. Это плагиат или воровство интеллектуальной собственности.

Нарушение имущественных прав, то есть использование текста под именем автора, но без его соглашения и соответствующего вознаграждения. Это контрафакция или пиратство.

И то и другое считается административным правонарушением.

ВАЖНО! Авторские права не распространяются на идеи или концепцию книги. Поэтому если вы в сети поделились своими находками или сюжетом, а их потом кто-то использовал, то никаких претензий к этим шустрым личностям вы предъявить не можете. Так же как и к автору фанфика, который использовал в своём произведении вами лично разработанный мир или сюжет.

Методы защиты

Как я уже писала, официальная регистрация авторского права на тексты не требуется. Это не только в нашей стране, но и, вообще, в мире. Единственный объект интеллектуальной собственности, который подлежит регистрации, это научные открытия и изобретения.

А раз так, то свои авторские права нужно как-то зафиксировать. Существует несколько способов. Начну с самых сложных и надёжных.

  • Есть предприимчивые организации, которые за соответствующую (немалую) плату зарегистрируют ваши права на что угодно, присвоят книге IBSN (номер книги по международному стандарту) и нарисуют красочный сертификат. Например, КОПИРУС.
  • Распечатанную рукопись можно оставить на хранение в какой-то юридической фирме, то есть оформить депонент. Правда, далеко не все фирмы с этим связываются. Но есть специальные организации, которые предлагают такие услуги. Они недешёвые.
  • Распечатанную рукопись с датой и собственной подписью можно заверить у нотариуса. Это тоже будет доказательством ваших авторских прав, так как дата распечатки уж точно будет самой ранней, по сравнению с датой плагиата. Приоритет появления экземпляра с вашим именем играет главную роль.
  • Раз главное в обосновании своих авторских прав – это приоритет даты обнародования, то можно выложить текст или его фрагмент на один из литературных порталов. Дата выкладки будет достаточным аргументом для доказательства своих авторских прав.
  • Если в сеть выкладывать не хочется, то проще всего послать файл с текстом себе по электронной почте. Причём это достаточно надёжный способ, особенно если воспользоваться браузером Google. Авторитетные люди уверяют, что дату на его сервере подделать практически невозможно.

Как видите, последний способ самый простой, и в случае судебного разбирательства он вполне способен подтвердить ваши авторские права.

“Котята” голландского художника Корнелиса Рапхорста (XIX век). Просто для эмоциональной разгрузки.

Несколько слов о правах копирайтеров и вебрайтеров

Это люди, которые пишут тексты на заказ для разных сайтов. Распространяется ли их авторское право на эти тексты? Формально, конечно, распространяется, раз они их написали. Но по факту всё сложнее.

Допустим, человек написал текст, передал его заказчику, а заказчик разместил его на сайте под своим именем или вообще без имени. Может копирайтер заявить о правах на этот текст? Нет, увы. Точнее, заявить-то он может, но доказать своё авторство – нет.

Если только автор заранее не договорился о размещении текста на его авторской странице или под его именем. Причем договоренность лучше оформить письменно.

Я знаю, многие вебрайтеры сохраняют тексты в гугл документах. Это, конечно, можно считать доказательством их авторства. Но есть ли в этом смысл, если они согласились с условиями заказчика?

Такая же проблема может возникнуть у «литературных негров», которые тоже добровольно согласились, чтобы их произведения печатались под чужим именем. Добровольно. А значит, претензии их необоснованны, в первую очередь, с моральной точки зрения. Но это мутная тема. Я не хочу с ней связываться.

На этом всё. До скорых встреч. Творите и получайте от этого удовольствие. И можете почитать еще одну статью, посвященную вопросам авторского права.

“Авторские права на идею. Это реально?”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/liteditor59/avtorskoe-pravo-i-kak-ego-zascitit-5e9dcb7db898e46222a4d98b

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.