Полеты на марс сколько было полетов

В 2020 году к марсу отправились миссии разных стран. но не все они могут добраться до цели: запуск зондов к другим планетам по-прежнему остается очень сложным делом

Полеты на марс сколько было полетов

В этом году одна за другой стартовали сразу несколько миссий на Марс, причем в течение всего одного месяца. 19 июля туда отправился зонд Объединенных Арабских Эмиратов «Надежда» («Аль-Амаль» по-арабски), который займется изучением марсианской атмосферы.

23 июля к Марсу был запущен китайский аппарат «Тяньвэнь-1», состоящий из орбитальной станции и марсохода, чьей главной задачей станет демонстрация технологий (если она пройдет успешно, Китай станет второй космической державой мира после США, cумевшей доставить ровер на Красную планету и обеспечить его передвижение).

И, наконец, 30 июля состоялся долгожданный старт программы «Марс-2020», в рамках которой на поверхность Красной планеты будет доставлен ровер «Персеверанс»; он оценит, насколько пригоден был для жизни Марс в прошлом. Несмотря на то, что все три запуска прошли в штатном режиме, радоваться пока рано.

Хотя инженерам и удалось добиться значительных успехов в области роботизированных полетов в последние годы, путешествия к Марсу все еще остаются очень опасным для техники и сложным делом. Из 48 миссий, запущенных к планете, больше половины оказались неудачными — причем провалы случались на самых разных этапах.

Доля успешных межпланетных миссий с начала космической эры сильно выросла, но обидные провалы встречаются и сегодня 

Попытки отправить к Марсу исследовательские аппараты начались еще в 1960-е годы.

Конечно, тогда не шло речи об освоении планеты и интерес к ней во многом был обусловлен соперничеством между США и СССР.

Кроме того, полет к Марсу был мечтой Сергея Королева, который сыграл ключевую роль в освоении человеком космоса. Он считал пилотируемый полет к Красной планете самой главной целью своей работы.

Однако начало этого пути было усеяно неудачами: первые три запуска советских межпланетных станций закончились аварией еще на старте, а четвертый, во время которого советский «Марс-1» успешно вышел на межпланетную траекторию, завершился отказом системы ориентации космического корабля, что привело к его потере.

Первый успех состоялся спустя 4 года после начала «марсианской гонки», когда «Маринер-4», принадлежащий США, совершил первый пролет мимо Красной планеты и получил 21 полный снимок ее поверхности. С тех пор США удалось совершить еще 16 удачных запусков из 22 миссий, что можно считать довольно хорошим показателем, в то время как у России закончились провалом 15 из 18 миссий.

Одной из громких неудач ранней «марсианской гонки» стала посадка советского «Марса-2», который стал первым искусственным объектом, достигшим поверхности Красной планеты. Миссия была запущена в 1971 году, она должна была исследовать Марс непосредственно с поверхности.

Из-за программной ошибки, угол входа в атмосферу Марса, который играет очень важную роль во время спуска, оказался больше расчетного. Как следствие, парашюты оказались неэффективны, «Марс-2» не смог нормально затормозить и разбился о поверхность. Зато его брату «Марсу-3» первая контролируемая посадка удалась.

Правда, связь с модулем была потеряна спустя 14,5 секунд после начала передачи данных, но зато он успел отправить на Землю первое частичное изображение поверхности Красной планеты. 

Со временем доля успешных миссий заметно увеличилось. Первой по-настоящему результативной можно считать программу «Викинг». Космические аппараты «Викинг-1» и «Викинг-2» состояли из орбитальных станций, изучавших атмосферу Марса, и посадочных модулей, которые в 1976 году передали с поверхности планеты первые цветные фотографии высокого качества и выполнили биологические эксперименты.

В 1997 году на Красной планете появился первый марсоход «Соджорнер», который проработал там в течение 83 сол («солом» называют марсианские сутки, они длятся чуть дольше земных — 24 часа 37 минут) и изучил лежавшие рядом камни с помощью спектрометра.

Но спустя два года при работе над станцией Mars Climate Orbiter произошла самая странная и обидная ошибка за всю космическую историю, которая стоила NASA 193 миллиона долларов.

Специалисты из Lockheed Martin, которые проектировали и строили аппарат, опирались на британскую систему мер (фунт-секунды), в то время как инженеры из Лаборатории реактивного движения (JPL) решили, что их коллеги уже произвели стандартную для космических миссий конвертацию, и использовали в своих расчетах метрическую систему (ньютон-секунды). На расхождение никто не обращал внимание до тех пор, пока не произошла ошибка, из-за которой MRO подошел слишком близко к Марсу и просто сгорел в его атмосфере.

В последние два десятилетия количество успешных запусков уверенно превышает число неудач. Половина из последних касается именно посадки на поверхность планеты, которую все еще технически очень сложно осуществить.

Последней громкой неудачей стала потеря в 2016 году спускаемого аппарата «Скиапарелли» Европейского космического агентства, который в 2016 году слишком рано отключил двигатели торможения и, набрав скорость 540 километров в час, врезался в Марс.

Как выяснилось позднее, причиной аварии стал сбой в работе «навигатора» ровера, в результате чего была неверно рассчитана высота.

Полет к другой планете может обернуться неудачей на любом этапе, и сам запуск — далеко не главная сложность

Почему же безопасно добраться до Марса до сих пор так сложно?

Полет можно разделить на несколько критических стадий, и самая первая из них — запуск. Сегодня инженеры сталкиваются с гораздо меньшим количеством проблем на этом этапе, но во время первых миссий многие попытки выйти за пределы даже низкой околоземной орбиты заканчивались провалом.

Иногда это было связано с отказом системы управления, иногда с утечкой топлива — причины могут быть самые разные.

Последний подобный провал произошел во время запуска российского аппарата «Фобос-грунт», который так и не смог покинуть низкую околоземную орбиту из-за того, что произошел сбой бортового компьютера и не сработала маршевая двигательная установка, и вместо того, чтобы отправиться к Марсу, он начал постепенно терять высоту и в итоге сгорел в атмосфере.

Если запуск прошел успешно и во время дальнейшего полета не возникло никаких технических неполадок, то следующая критическая стадия — сближение с Красной планетой.

Во время противостояния, когда Земля находится ближе всего к Марсу, расстояние между планетами составляет «всего» 55 миллионов километров.

Однако долететь по прямой мы не можем, поскольку и Земля, и Марс не «заморожены» в пространстве, а движутся вокруг Солнца по круговым орбитам, еще и с разными скоростями.

И во время этой «погони» космический аппарат постепенно сокращает расстояние до Марса, в то время как последний продолжает вращаться вокруг Солнца. Поэтому его запуск можно сравнить с передачей мяча в футболе — игрок целится не туда, где в данный момент находится его партнер, а туда, где он окажется после удара по мячу.

Значит, для того, чтобы достичь цели, аппарат должен следовать эллиптической траектории, которая позволяет совершить переход с земной орбиты на марсианскую — в небесной механике ее называют гомановской траекторией. Из-за этого расстояние, которое космический корабль должен пролететь до Марса, очень сильно увеличивается.

 В итоге вместо 55 миллионов километров аппарат должен в среднем преодолеть 450 миллионов. И дистанция может оказаться еще больше, если инженеры решат использовать гравитационный маневр, чтобы сэкономить топливо и разогнать космическую станцию. В зависимости от выбранной стратегии время полета к Красной планете может составлять от шести месяцев до года.

И что-то может пойти не так в любой момент этого путешествия.

Правильно «прицелиться» не так-то просто. При корректировке курса аппарата ученые опираются на расчеты, которые учитывают, где находится космический корабль и Марс в данный момент времени. Если возникнет сбой, и аппарат отправит на Землю неточные данные о своем положении, он либо разобьется, либо промахнется и улетит в глубокий космос.

Марс-3 орбитальная станция

Викинг-1 посадочный модуль

Викинг-2 посадочный модуль

Орбитальная станцияПосадочный модуль

Орбитальная станцияПосадочный модуль

Mars Reconnaissance Orbiter

Curiosity(Mars Science Laboratory)

Mars Orbiter Mission(Mangalyaan)

ExoMars Trace Gas Orbiter

Посадочный модуль/Марсоход

Посадочный модуль/Марсоход

Mars Terahertz Microsatellite[32]

Орбитальная станция/посадочный модуль

Mars Orbiter Mission 2 (Mangalyaan 2)

Орбитальная станция/посадочный модуль

Martian Moons Exploration (MMX)

Следующий и, пожалуй, самый сложный момент — как минимум, для тех миссий, которые имеют марсоход или спускаемый аппарат в составе — посадка на поверхность планеты. Первая крупная проблема: задержка радиосигналов.

В среднем, требуется около 12,5 минут, чтобы передать команду с Земли на Марс и столько же, чтобы получить ответ, что делает невозможным управление системами в режиме реального времени. Поэтому процедура должна быть автоматизирована.

Это значит, что управляемый спуск невозможно выполнить без автономного бортового компьютера, который способен выполнять сложную последовательность операций.

Из-за абсолютной невозможности вмешательства процедуру посадки на Марс назвали «семь минут ужаса» — это выражение было придумано для миссии марсохода «Кьюриосити».

Именно столько занимает по времени процесс, от входа в атмосферу до посадки (иногда это шесть минут, зависит от сложности автоматических операций).

Но для ученых, находящихся на Земле, эти минуты могут показаться вечностью, поскольку на кону стоят годы работы, карьера и миллионы долларов.   

В первую очередь, важен угол вхождения в атмосферу, который должен составлять около 12 градусов. И здесь главную роль играют теплозащитные щиты, которые должны поглотить большую часть кинетической энергии аппарата и защитить его инструменты от перегрева, возникающего из-за атмосферного трения — температуры могут подняться до 1000 градусов Цельсия.

На высоте 9-10 километров от поверхности главную роль начинает играть большой парашют, используя который аппарат сбрасывает скорость. Однако атмосфера Марса намного более разрежена по сравнению с земной (ее плотность у поверхности равна плотности атмосферы нашей планеты на высоте 35 километров), поэтому совершить мягкую посадку без дополнительных средств невозможно.

И тут приходят на помощь тормозные ракетные двигатели, которые начинают работать примерно на высоте 2 километров.

Что случится после — зависит от конструкции аппарата: в случае «Оппортьюнити» для смягчения посадки использовались надувные подушки безопасности, а «Кьюриосити» задействовал «небесный кран», который аккуратно поставил его на землю и улетел на безопасное расстояние с помощью тех же тормозных двигателей.

С учетом того, как сложно выполнить безошибочно весь набор процедур, кажется удивительным, что первая успешная мягкая посадка на Марс состоялась 40 лет назад. С тех пор набор технологий, необходимых для посадки, принципиально не изменился: во время первой истории мягкой посадки «Марса-3» использовались те же тормозной экран, парашюты и двигатель мягкой посадки. 

 У Марса — самая плохая статистика успешных запусков, но дело не в самой планете

Из-за того, что миссии на Марс часто заканчивались неудачей, особенно на заре космических исследований, родилась мрачная шутка о том, что планета проклята.

И если обратиться к статистике, она действительно окажется не слишком обнадеживающей. Из 45 миссий, которые состоялись на сегодняшний день, 26 оказались частично неудачными.

Это значит, что долететь до Марса космическим кораблям удается лишь в 42 процентах случаев — пока что это худший результат для планет Солнечной системы.

Тем не менее, нельзя сказать, что Марс по своей природе как-то особенно недоступен для исследований.

Дело в другом: для разных небесных тел статистика очень разнится по историческим причинам, а некоторые планеты почти полностью обойдены вниманием исследователей.

Например, из 44 миссий к Венере полностью или почти полностью успешными были 26 (59 процентов успеха), а к Юпитеру или Сатурну — все. Но значит ли это, что до газовых гигантов Солнечной системы лететь проще, чем до соседних объектов? Конечно же, нет.

Исследования ближайших к Земле небесных тел начались еще в 1960-е годы, когда не было ни совершенных компьютеров, ни полноценных данных о планетах и их спутниках, ни опыта прошлых неудач.

Полеты к внешним планетам Солнечной системы стартовали лишь десятилетие спустя, когда инженеры уже имели представление о трудностях, с которыми они могут столкнуться. Кроме того, количество космических кораблей, отправленных к газовым гигантам, невелико.

Если на сегодняшний день к спутнику нашей планеты было запущено 109 миссий, то к Юпитеру всего 9, а к Нептуну — и вовсе одна.

Также важно учитывать, что сегодня трудности часто возникают именно в процессе посадки спускаемых модулей и планетоходов, а такого рода исследования пока что ведутся, в основном, на Марсе и на Луне.

При этом до Луны радиосигнал идет меньше двух секунд, что позволяет контролировать процесс приземления, в то время как в случае с Красной планетой, как мы уже говорили ранее, в режиме реального времени это неосуществимо.

Однако, если посмотреть на результаты последних последних лет, можно увидеть, что число аварий, особенно для орбитальных станций, заметно сократилось.

Возможно, в будущем «марсианское проклятье» и вовсе будет снято — хотя утверждать с уверенностью это нельзя, ведь для пилотируемых миссий на Марс, которые запланированы на ближайшие десятилетия, будут пробоваться новые технологии, что всегда сопряжено с рисками. 

Источник: https://meduza.io/feature/2020/08/01/v-2020-godu-k-marsu-otpravilis-missii-raznyh-stran-no-ne-vse-oni-mogut-dobratsya-do-tseli-zapusk-zondov-k-drugim-planetam-po-prezhnemu-ostaetsya-ochen-slozhnym-delom

Хронология исследования Марса космическими аппаратами

Полеты на марс сколько было полетов

Проект Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НACA, США) 1975 года – “Викинг‑1″ (Viking‑1) и ” Викинг‑2″ (Viking‑2) ‑ включал в себя запуск с разницей в несколько недель двух летательных аппаратов, состоящих из орбитального и посадочного модулей. Впервые в истории американской космонавтики они, достигнув Марса, совершили посадку на его поверхность.

20 августа 1975 года с космодрома Cape Canaveral был осуществлен пуск ракеты‑носителя “Titan‑3E”, которая вывела на орбиту американский КА Viking‑1.

Космический аппарат вышел на орбиту Марса 19 июня 1976 года. Спускаемый аппарат осуществил посадку на Марс 20 июля 1976 года.

Был отключен 25 июля 1978 года, когда иссякло топливо для коррекции высоты полета орбитального модуля.

9 сентября 1975 года с космодрома Cape Canaveral был осуществлен пуск ракеты‑носителя “Титан‑3E‑Центавр”, которая вывела на орбиту американский КА Viking‑2. Космический аппарат вышел на орбиту Марса 24 июля 1976 года. Спускаемый аппарат осуществил посадку 7 августа 1976 года на Равнине Утопия.

Был отключен 7 августа 1980 года.

Суммарно “Викинги” передали на Землю около 50 тысяч снимков.

7 июля 1988 года в СССР с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты‑носителя “Протон 8К82К” с разгонным блоком “Д2”, которая вывела на траекторию полета к Марсу советскую АМС “Фобос‑1” для исследования спутника Марса Фобоса. 2 сентября 1988 года “Фобос‑1” был утерян на пути к Марсу в результате ошибочной команды.

12 июля 1988 года в СССР с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты‑носителя “Протон 8К82К” с разгонным блоком “Д2”, которая вывела на траекторию полета к Марсу советскую АМС “Фобос‑2”. Основная задача ‑ доставка на поверхность Фобоса спускаемых аппаратов (СКА) для изучения спутника Марса.

“Фобос‑2” вышел на орбиту Марса 30 января 1989 года. Было получено 38 изображений Фобоса с разрешением до 40 метров, измерена температура поверхности Фобоса. Связь с аппаратом была потеряна 27 марта 1989 года. СКА доставить не удалось.

25 сентября 1992 года в США с космодрома Cape Canaveral был осуществлен пуск ракеты‑носителя Titan‑3, которая вывела на траекторию полета к Марсу американскую АМС Mars Observer с модулем USS Thomas O.

Paine, предназначенную для проведения научных наблюдений в течение четырехлетнего нахождения на орбите Марса. Контакт с Mars Observer был потерян 21 августа 1993 года, когда ему оставалось всего три дня до выхода на орбиту.

Точная причина не известна, предположительно КА взорвался во время повышения давления в топливных баках при подготовке к выходу на орбиту.

7 ноября 1996 года в США с космодрома Cape Canaveral был осуществлен пуск ракеты‑носителя Delta‑2‑7925A / Star‑48B, которая вывела на околомарсианскую орбиту американскую исследовательскую станцию Mars Global Surveyor. КА был предназначен для сбора информации о характере поверхности Марса, ее геометрии, составе, гравитации, динамики атмосферы и магнитном поле.

Аппарат проработал в четыре раза дольше, чем рассчитывали инженеры при его запуске. Последний сеанс связи с КА состоялся 2 ноября 2006 года.

16 ноября 1996 года в РФ с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты‑носителя “Протон 8К82К” с разгонным блоком “Д2”, которая вывела на околоземную орбиту российский АМС “Марс‑8”, состоявшей из орбитального космического аппарата (OКА), двух СКА и двух КА для исследований грунта, которые должны были достичь Марса в сентябре 1997 года. Из‑за отказа разгонного блока станцию не удалось вывести на отлётную траекторию. Станция осталась на околоземной орбите и через сутки сошла с орбиты и сгорела в плотных слоях земной атмосферы.

4 декабря 1996 года в США по программе НАСА по изучению Марса с помощью ракеты‑носителя “Дельта‑2” был запущен аппарат Mars Pathfinder. Помимо научного оборудования и систем связи на борту спускаемого модуля находился небольшой марсоход Sojourner.

Всего Sojourner проработал чуть меньше трех месяцев. 27 сентября 1997 года состоялся последний штатный сеанс связи со станцией, после чего аппарат присылал только бессмысленную информацию, не поддающуюся расшифровке. Попытки реанимировать аппарат предпринимались до марта 1998 года, но успехом они не увенчались. 

3 июля 1998 года Японский институт космоса и астрономии с помощью ракеты‑носителя М‑5 запустил зонд Nozomi для исследований условий на Марсе. Скорость оказалась ниже расчетной, вместо запланированной даты прибытия в октябре 1999 года, КА достиг Марса в декабре 2003 года. Пролетев на расстоянии 1000 километров от Марса, зонд не вышел на орбиту и улетел в космос.

11 декабря 1998 года в США с помощью ракеты‑носителя Дельта‑2 стартовал КА Mars Climate Orbiter, так же известный как Mars Surveyor '98 Orbiter.

Был дополнением к миссии Mars Polar Lander. Его задачей было изучение марсианской погоды, климата, а так же содержания воды и углекислого газа.

КА был уничтожен в результате навигационной ошибки, повлекшей за собой потерю прицельной высоты.

3 января 1999 года с помощью ракеты‑носителя Дельта‑2 стартовал КА Mars Polar Lander, так же известный как Mars Surveyor '98 Lander. Был дополнением к Mars Climate Orbiter.

Mars Polar Lander нес на себе два зонда Deep Space 2, которые должны были отделиться перед входом в атмосферу и, достигнув поверхности, углубиться в грунт и передать сведения о его составе. Последняя телеметрия с КА была отправлена перед вхождением в атмосферу 3 декабря 1999 года.

Больше никаких сигналов от КА получено не было. Причина потери связи с КА неизвестна.

2 июня 2003 года с помощью ракеты‑носителя “Союз‑ФГ” с разгонным блоком “Фрегат” был запущен космический корабль “Марс‑Экспресс” (Mars Express) в рамках первой Европейской межпланетной миссии. “Марс‑Экспресс” вышел на орбиту вокруг четвертой планеты нашей солнечной системы 25 декабря 2003 года. C “Марс‑Экспресса” на поверхность планеты опустился британский зонд “Бигл‑2”, но при посадке разбился.

10 июня 2003 года с помощью ракеты‑носителя Дельта‑2 был запущен марсоход Spirit, один из двух, запущенных США в рамках проекта НАСА Mars Exploration Rover. Совершил посадку на Марс 3 января 2004 года.

Задача ‑ анализ геологических пород Марса. С 2006 года правое переднее колесо “Спирита” вышло из строя, а 23 апреля 2009 года марсоход застрял в месте, которое ученые назвали Троя.

В конце мая 2011 года НАСА официально объявило о завершении миссии марсохода “Спирит”. 

7 июля 2003 года с помощью ракеты‑носителя “Дельта‑2” был запущен марсоход Opportunity (“возможность”), один из двух, запущенных США в рамках проекта НАСА Mars Exploration Rover. 25 января 2004 года достиг поверхности Марса. Задача ‑ анализ геологических пород Марса. За время работы прошел несколько “апгрейдов” бортовых программ.

В настоящее время активно работает и передает на Землю новую информацию о Марсе.

12 августа 2005 года с помощью ракеты‑носителя Атлас V был запущен марсианский разведывательный спутник Mars Reconnaisance Orbiter (США) ‑ многофункциональная автоматическая межпланетная станция НАСА. Вышел на дальнюю орбиту Марса 11 марта 2006 года. Аппарат может разглядеть объекты размером до 30 см, что позволит ему создать самую детальную карту поверхности Марса.

АМС продолжает активную работу на орбите.

4 августа 2007 года с помощью ракеты‑носителя Delta‑2 стартовал американский автоматический зонд Phoenix (“Феникс”). Посадка аппарата на поверхность Марса произошла 25 мая 2008 года. Аппарат был предназначен для поисков воды на Марсе. Благодаря зонду “Феникс” удалось впервые обнаружить достаточно интенсивный водообмен между грунтом и атмосферой планеты.

В ходе своей миссии аппарат выполнил все возложенные на него задачи и смог проработать почти на два месяца дольше, чем было запланировано изначально. Последний сеанс связи с аппаратом прошёл 2 ноября 2008 года, и 10 ноября этого же года было объявлено об окончании миссии. 

8 ноября 2011 года с помощью ракеты‑носителя “Зенит‑2 SБ” стартовала российская АМС “Фобос‑Грунт”, предназначенная для доставки образцов грунта с естественного спутника Марса, Фобоса, на Землю. В результате нештатной ситуации не смогла покинуть окрестности Земли, оставшись на низкой околоземной орбите. 15 января 2012 года сгорела в плотных слоях земной атмосферы.

Источник: https://ria.ru/20120806/717688722.html

До Марса долетели сразу три миссии. Увы, такое повторится нескоро

Полеты на марс сколько было полетов

Раз в 26 месяцев Марс “догоняет” на орбите Землю: в лучшие годы расстояние между двумя планетами не превышает 60 млн км. В это время удобно запускать аппараты, потому что на дорогу требуется меньше горючего, а сам полет занимает каких-то шесть — восемь месяцев: по космическим меркам — не так-то много.

Венера, другая наша соседка, расположена еще ближе, но изучать ее намного сложнее. Когда-то она могла быть похожа на Землю, но в наши дни атмосфера планеты настолько плотная, что сквозь нее ничего толком не разглядеть, а у поверхности из-за огромного давления углекислый газ напоминает жидкость, с неба капает серная кислота, дует страшный ветер, от жары плавится свинец.

Марс тоже когда-то мог напоминать Землю, но остался гостеприимнее Венеры.

Например, дневная температура рядом с вездеходом Curiosity на днях достигала –7 °С, а ночью опускается чуть ниже –70°С: холодно, но сравнимо с зимой в Антарктиде.

Летом на освещенной стороне Марса даже бывает жарко, но как на курорте, а не в аду. Вдобавок на Красной планете попадается водяной лед, который хранит историю Марса и будет ценным ресурсом в будущем.

Правда, теперь пустоши Марса покрыты ядовитыми солями-перхлоратами, гравитация по земным меркам слабовата, атмосферы почти нет, нет и магнитного поля, поэтому от космической радиации ничто не защищает. Но роботам это не так страшно, поэтому из всех планет Марс изучать удобнее всего. 

Первый аппарат был отправлен на Красную планету раньше, чем первый человек — в космос. В октябре 1960 года СССР запустил автоматическую станцию “Марс 1960А”, но она не долетела даже до орбиты Земли. Успешно добраться до Марса удалось только с седьмой попытки: летом 1965-го американская станция “Маринер-4” пролетела над поверхностью и передала два десятка снимков.

Автоматическая межпланетная станция программы НАСА Маринер-4

© Thuy Mai/NASA В те времена казалось, что космос быстро покорится. В 1969-м американцы высадились на Луне, а уже к 1971-му СССР собирался отправить корабль с людьми на борту в трехлетнюю экспедицию к Марсу и Венере.

Но даже более простые запуски зондов и станций часто заканчивались провалом — риск был слишком велик, и чем больше появлялось сведений о космосе и Марсе, тем сложнее казалась такая миссия.

Вдобавок была свернута разработка тяжелой ракеты — лететь было не на чем.

В США вскоре после полета на Луну президент Ричард Никсон решил, что расходы на освоение космоса должны занять “подобающее место в жесткой системе национальных интересов”.

Бюджет NASA сократили (впрочем, не впервые), то же самое было сделано при Рональде Рейгане в начале 1980-х.

К тому моменту с поверхности и орбиты Марса поступило достаточно данных с аппаратов “Викинг-1” и “Викинг-2”, чтобы заключить: жизни на этой планете, скорее всего, нет.

Что и как ищут на Марсе

Надежда отыскать хотя бы микробы оправдывала марсианские миссии если не для ученых, то для политиков и простых людей.

Полеты на другую планету не сулят коммерческую выгоду в обозримом будущем, а покрытые пылью вездеходы и кружащие над ними спутники, в отличие от космических телескопов вроде “Хаббла” и “Кеплера”, мало что могут сказать о фундаментальном устройстве Вселенной, не позволяют заглянуть в ее дальние уголки, а о нашей родной планете сообщают намного меньше, чем исследования непосредственно на Земле.

Поиск следов жизни на Марсе — пусть не свежих — цель программы “Экзомарс”, которой занимаются Европейское космическое агентство (ESA) и Роскосмос. В стратегии планетных исследований NASA на 2013–2022 годы тоже говорится об изучении условий обитаемости и свидетельствах жизни.

В прошлое “окно”, открывшееся весной 2018 года, к Марсу полетел только американский аппарат InSight с буром для исследования недр планеты, а прошлым летом отправились сразу три миссии.

Одна — спутник “Аль-Амаль”. Это первый аппарат Объединенных Арабских Эмиратов, запущенный к другому небесному телу.

Он займется изучением погоды и климата, а полученные данные позволят составить первую карту марсианской атмосферы.

Через четыре дня к Марсу отправилась миссия “Тяньвэнь-1”, которая тоже стала первой в своем роде для КНР (в 2011 году китайцы пытались отправить зонд “Инхо-1”, но он сгорел в атмосфере Земли вместе с российским “Фобосом-Грунтом”). “Тяньвэнь-1” — это орбитальный зонд и вездеход. С помощью вездехода будут искать залежи водяного льда, где, возможно, живут микробы.

Копия вездехода Perseverance

© AP Photo/Damian Dovarganes

Третья миссия — американская Mars 2020 с вездеходом Perseverance. Этот аппарат будет изучать горные породы и искать следы древней жизни.

Еще в нем есть сверло с заборником для камней: самые многообещающие будут сложены в одном месте — возможно, кто-то когда-нибудь доставит их для изучения на Землю.

Наконец, вместе с вездеходом на Марс отправится маленький вертолет Ingenuity — инженеры проверят, взлетит ли он в разреженной атмосфере планеты. В случае успеха для будущих миссий разработают более сложные вертолеты.

Копия вертолета Ingenuity

© AP Photo/Damian Dovarganes

В 2020 году в рамках программы “Экзомарс” свой вездеход вместе с посадочной платформой, сконструированной инженерами Роскосмоса, собиралось отправить и ESA, но в прошлом марте запуск снова перенесли и теперь готовятся к следующему окну в 2022 году. Задачи на вторую часть “Экзомарса” остались прежние: поиск следов жизни, изучение минералов, анализ химического состава атмосферы (последним уже занимается зонд Trace Gas Orbiter, летающий вокруг Марса с осени 2016 года).

Как и NASA, ESA и Роскосмос говорят, что в перспективе технологии, использованные в аппаратах “Экзомарса”, пригодятся для транспортировки марсианского грунта на Землю. Но с этим есть бюрократическая проблема.

Кто будет исследовать Марс дальше

В NASA уже разрабатывают план, как доставить на Землю камни с соседней планеты. Для этого понадобится ракета, которая поднимет образцы с поверхности Марса на орбиту, а оттуда другой аппарат повезет их к нам.

Только план этот не утвержден: миссия 2020 года — пока последняя в календаре NASA. У ESA и Роскосмоса тоже намечен лишь “Экзомарс”.

Но даже если новые миссии одобрят завтра, на подготовку уйдут годы: стартовавший в мае 2018 года InSight утвердили в 2012-м, до запуска прошло шесть лет.

В 2017 году Планетарное общество — эта американская НКО занимается проектами исследования космоса и популяризует науку — выпустила тревожный доклад об освоении Марса.

В нем говорится, что если NASA запустит необходимые для доставки грунта аппараты в 2026 году, то миссия окажется под угрозой из-за устаревших телекоммуникационных спутников на орбите Красной планеты.

Самому новому, европейскому Trace Gas Orbiter, будет десять лет, а самому мощному — Mars Reconnaissance Orbiter — пойдет третий десяток лет.

Возможно, ведущие космические агентства спешно подготовят новые миссии. Еще есть надежда на азиатские страны: кроме “Аль-Амаль” и “Тяньвэнь-1”, ближе к концу десятилетия на Марсе могут появиться индийские аппараты. Правда, на сайтах NASA, ESA и Роскосмоса они не упоминаются — неясно, рассматривают ли сотрудничество эти агентства.

Наконец, есть частные компании, прежде всего SpaceX мечтателя Илона Маска. Уже в 2024-м Маск хочет отправить на Марс не просто исследовательскую миссию, а людей. Кроме того, он допускает, что и сам отправится туда.

Государственные агентства о пилотируемых полетах говорят уклончиво и просят запастись терпением до 2030–2040-х годов. Вероятно, американскому предпринимателю тоже не удастся так скоро послать экипаж на Красную планету.

Зато у Маска, запускающего в космос кабриолеты, получается вернуть космосу романтический флер.

В научных статьях и пресс-релизах агентств этот флер развеивается из-за сносок и оговорок: на Марсе есть вода, органика, энергия, но всегда находится какое-нибудь “но”, которое спускает с небес на землю.

Может быть, для освоения Марса не хватает именно коллективной мечты, и эта мечта приведет к поразительным открытиям.

Марат Кузаев

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/10728065

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.