Отток рабочей силы в регионы

Росстат назвал лидирующие по оттоку работающего населения регионы :: Экономика :: РБК

Отток рабочей силы в регионы

Численность занятого населения, работающего за пределами Московской области, в 2019 году сократилась на 81,6 тыс. человек по сравнению с 2018 годом (822,1 тыс. против 903,7 тыс.). Регион внес основной вклад в снижение трудовой миграции в целом по стране.

Снижение может объясняться точностью статистического учета трудовой миграции, считает главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. Представленные Росстатом показатели «идут с очень большой недооценкой», госстатистика не может охватить весь пласт трудовой мобильности, которая в действительности намного выше, уверен эксперт.

Росстат ежегодно публикует сведения о межрегиональной трудовой миграции, которые получает по итогам ежемесячного обследования рабочей силы. Оно проводится на основе выборочного опроса населения старше 15 лет (до 2017 года в возрасте 15–72 лет) по месту постоянного проживания.

Обследование охватывает все субъекты, городскую и сельскую местность. За каждое обследование опрашиваются около 77 тыс. человек (0,06% от численности населения обследуемого возраста).

В соответствии с методологическими положениями при отсутствии лица на момент опроса сведения о нем могут быть получены со слов родственников.

Влияние пандемии на трудовую миграцию

Пандемический кризис и обвал цен на нефть приведут к ускорению внутрироссийской миграции в ближайшие два года: россияне будут стремиться в крупные экономические центры, из-за чего менее развитые регионы столкнутся с долгосрочным падением доходов и замедлением экономического развития, ожидают аналитики агентства Moody's.

Более чем в 75% регионов, где наблюдался миграционный отток населения в 2014–2017 годах, произошли снижение среднедушевых доходов и рост экономического неравенства, указали эксперты. Потеря трудоспособного населения приведет к замедлению деловой активности и снижению налоговых поступлений (НДФЛ, акцизов, налога на имущество и др.

) в региональные бюджеты.

НДФЛ (85% зачисляется в региональный бюджет, 15% — в муниципальный) — важнейший источник доходов регионов, он уплачивается в бюджет по месту нахождения налогового агента, то есть работодателя.

«Таким образом, регионы, жители которых выезжают на работу в другие субъекты, теряют часть своих доходов, что сдерживает развитие социальной и транспортной инфраструктуры в этих регионах», — заметил эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин и напомнил, что «тема перечисления НДФЛ в бюджеты по месту жительства работников несколько раз поднималась, однако никакого движения в результате не произошло».

Экономические кризисы всегда провоцируют всплески миграционных волн и отток работающих из слабых регионов, что только усугубит неравенство в социально-экономическом развитии между субъектами Федерации, предупредил Сафонов.

Пострадавшие из-за пандемии трудовые мигранты будут согласны на ту зарплату, которая устроит прежде всего работодателя, тем самым произойдет замена более дорогостоящей рабочей силы внутри региона на более дешевую ввозную, предупредил он.

После спада на фоне карантинных ограничений снижение доходов населения возобновит внутрироссийскую миграцию и, возможно, даже усилит, полагает Першин.

Маятниковая миграция между Москвой и областью может ускориться, потому что столица будет восстанавливаться быстрее как богатейший город, указала Наталья Зубаревич.

В целом усиление трудовой миграции между Москвой, Санкт-Петербургом и областями будет зависеть от темпов восстановления экономики после кризиса, а также от объемов жилищного строительства в прилегающих регионах, заметила она.

Роста межрегиональной миграции за счет вахтовиков, по мнению Зубаревич, не произойдет, поскольку из-за соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти затормозится развитие нефтегазодобывающих и инфраструктурных проектов, которые в основном создают такие рабочие места.

Регионы притяжения миграции внутри России

Лидерами по притоку внутрироссийских мигрантов являются Москва (21,6% работающего населения прибыли из других регионов) и Тюменская область с автономными округами (18,8%). Выше среднероссийского уровня (4,1%) доля трудовых мигрантов в Якутии (8,6%), Магаданской области (8,5%), Санкт-Петербурге (7,5%) и Московской области (4,5%).

Внутрироссийская миграция связана с отсутствием рабочих мест, слабым развитием экономики в регионе проживания, что вынуждает граждан искать работу в более развитых субъектах.

Москва традиционно является чемпионом по приему рабочей силы, и приток происходит не только за счет маятниковой миграции из ближайших регионов Центрального федерального округа, но и трудовых мигрантов из Поволжья и с Северного Кавказа, пояснил Сафонов. Основной причиной миграции является разница в уровне зарплат, отмечает Першин.

«В случае с Москвой и Санкт-Петербургом дополнительным фактором, стимулирующим маятниковую миграцию из соседних регионов, является разница в стоимости жилья между указанными городами и прилегающими к этим городам областями», — заметил он.

Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО обеспечила себе второе место среди регионов за счет использования вахтового метода добычи нефти и газа в суровых климатических условиях, указывает аналитик АКРА. В Санкт-Петербург трудовых мигрантов кроме Ленинградской области поставляет Архангельская, Мурманская области и Карелия, сообщил Сафонов.

Краснодарский край, где процент уезжающих на работу в другие регионы невелик, но таких людей достаточно много в абсолютном выражении, привлекает работников с северным стажем и бывших военнослужащих, перешедших по выслуге лет на гражданскую службу, отметил Сафонов.

Добавочный приток трудовых мигрантов здесь обеспечивает Адыгея, которая расположена внутри Краснодарского края.

Из числа внутрироссийских трудовых мигрантов, выезжающих за пределы своего региона, наибольшая часть — 644 тыс. человек (22%) — заняты в строительстве, 383 тыс. (13,1%) — в транспортировке и хранении, 302 тыс. (10,3%) — в торговле, 279 тыс. (9,5%) — в добыче полезных ископаемых, а 261 тыс. человек (8,9%) — в обрабатывающей промышленности.

Среди населения, работающего за пределами своего региона, по сравнению с населением, работающим на территории региона проживания, выше доля граждан со средним образованием, средний возраст выезжающих составил в 2019 году 38,8 года (работающих на своей территории — 41,4 года), следует из данных Росстата. В среднем 46% выезжающих имеют стаж на последнем месте основной работы менее пяти лет, из них 11% — менее одного года.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/15/07/2020/5f0c60359a794763d6c03073

Трудовых мигрантов не хватает: изменит ли COVID-19 рынок труда в России

Отток рабочей силы в регионы

6 ноября 2020 | Время чтения 7 мин

Аннотация

Пандемия коронавируса привела к сокращения потока трудовых мигрантов в Россию. Во всех регионах ощущается нехватка низкоквалифицированной рабочей силы.

Казалось бы, открывшиеся рабочие места могут занять граждане России, но по факту этого почти не происходит. Мало кто хочет выполнять тяжелую работу за совсем небольшие деньги без каких-либо перспектив роста.

К тому же бизнес не спешит менять отношение к низкоквалифицированной рабочей силе, надеясь на скорую отмену ограничений.

ИА REGNUM, 6 ноября 2020, 18:03 — REGNUM Пандемия коронавируса привела к существенному сокращению трудовых мигрантов в России. По данным Министерства внутренних дел, на 30 сентября 2020 года в стране трудятся около 1,8 млн иностранцев. Это на полмиллиона меньше, чем в сентябре 2019 года. Трудовых мигрантов стало меньше почти на четверть.

Мигранты

Иван Шилов © ИА REGNUM

В первый пик пандемии, весной 2020 года в России власти решили остановить многие виды экономической деятельности, в том числе и строительные площадки. Трудовые мигранты, многие из которых работали неофициально, остались без работы и средств к существованию.

Некоторым пришлось уехать на родину, а вернуться в Россию они уже не смогли по эпидемиологическим причинам — границы до сих пор закрыты. Кроме того, пандемия спровоцировала сильный экономический спад: многие фирмы разорились, количество рабочих мест сократилось.

Все это происходит на фоне роста безработицы уже среди граждан России. Однако эксперты отмечают, что здесь прослеживаются две тенденции. Первая — это реальная потеря гражданами работы из-за экономических трудностей, вызванных пандемией. Вторая — это «обеление» ранее скрытого объема безработных.

Дело в том, что государство в качестве одной из мер поддержки на период пандемии, стало платить повышенное пособие по безработице, к которому добавлялись ещё и выплаты на детей.

Чтобы получить это пособие, граждане должны были встать на учет в центр занятости, а поскольку работу им там вряд ли найдут, это стало неплохим денежным подспорьем в трудные времена.

В теории уход трудовых мигрантов и рост безработицы среди коренного населения должны были привести к замещению уехавших иностранных работников гражданами России, хотя бы в некоторых регионах и отраслях. Работодатели лишились мигрантов, граждане — работы и дохода. И те и другие должны были стать сговорчивее.

Но на практике этот процесс оказался сложнее. Российские граждане не хотят работать на тех должностях и с теми заработными платами, которые раньше замещали трудовые мигранты.

Обычно это довольно тяжелая физическая работа в сфере ЖКХ, на строительных площадках, низкоквалифицированная работа на производстве. Платят за такую работу мало, сил она отнимает много, каких-то перспектив карьерного роста там, как правило, не бывает.

По всей видимости, ситуация ещё не настолько критическая, чтобы отношения граждан к такой работе радикально изменилось. Работодатели также не готовы платить за такую работу больше.

Безработный

Анна Рыжкова © ИА Красная Весна

Снижение уровня безработицы в октябре наблюдается почти во всех регионах. Однако эксперты указывают, что такое снижение связано в первую очередь с тем, что государство перестало платить повышенные пособия по безработице и ради чуть более тысячи рублей гражданам нет смысла возиться с центрами занятости и бегать собирать отказы от предлагаемых работодателей.

Тем не менее в каких-то случаях центры занятости смогли трудоустроить безработных граждан России или помочь им получить дополнительное профессиональное образование. К примеру, в Орловской области снижение уровня безработицы началось уже в августе, когда повышенные пособия ещё платились.

В большинстве своем замещения трудовых мигрантов российскими гражданами не происходит. В Иркутской области число трудовых мигрантов с начала года сократилось вдвое по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Особенно не хватает рабочих рук в строительной отрасли. Вице-премьер России Марат Хуснуллин во время своей рабочей поездки по Дальнему Востоку посоветовал местным властям работать над перепрофилированием имеющейся рабочей силы.

Но полностью заместить трудовых мигрантов российскими гражданами не удастся в силу существующей капиталистической системы в стране, считает политолог Андрей Данилов из Якутии. Он также указывает на то, что в некоторых случая трудовые мигранты исчезли из официально статистики, но вовсе не с рабочих мест — многие остались и работают без оформления.

Об этом: Такого мир не знал с начала XX века: о ковидных реалиях

Примечательно, что в период действия ограничений по коронавирусу и при закрытых границах власти некоторых субъектов подписывают меморандумы со странами СНГ о взаимодействии в сфере занятости, то есть для облегчения притока трудовых мигрантов.

Гастарбайтеры

Александр Кульчицкий © ИА Красная Весна

Доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г. В.

Плеханова Людмила Иванова-Швец отмечает, что, так или иначе, ситуация с относительно высокой безработицей среди российских граждан и нехваткой низкоквалифицированной рабочей силы, ранее замещаемой трудовыми мигрантами, найдет свое разрешение.

Либо работодатели дождутся открытия границ со странами СНГ, откуда идет основной поток трудовых мигрантов в Россию, либо же им придется создать условия, чтобы эту работу выполняли граждане РФ.

Подробнее: Эксперт назвал условия для возврата потока мигрантов в Россию

Одним из вариантов решения проблемы дефицита рабочей силы в крупных городах является привлечение на работу граждан России из глубинки, считает сооснователь и заместитель генерального директора юридической компании URVISTA Светлана Петропольская. Тем не менее она подчеркивает, что улучшение условий труда и повышение заработной платы — наиболее предпочтительный путь для решения проблемы нехватки рабочих рук.

Об этом: Эксперт назвал два пути привлечения трудовых мигрантов

Некоторые эксперты считают, что каким-то радикальным образом ситуацию на рынке труда и структуру занятости населения переломить не удастся. Аналитик ГК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко считает, что работодатели так или иначе дождутся снятия режима ограничений и всё вернется на круги своя — трудовые мигранты вновь потянутся в Россию из стран СНГ.

Подробнее: Спрос сократила пандемия: о трудовых мигрантах в России

Преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий также констатирует, что ограничения на въезд в страну не вечны и со временем рынок сам отрегулирует ситуацию.

Об этом: Сокращение мигрантов в России укладывается в нынешние реалии — мнение

Работники

Анна Рыжкова © ИА Красная Весна

Отдавать все на откуп «невидимой руке рынка», особенно в вопросах структуры занятости населения и трудовой миграции, не стоит, считает топ-менеджер ИАЦ «Альпари» Андрей Лобода.

Он подчеркивает, что любое движение иностранной рабочей силы должно иметь свое начало и конец, находиться в легитимной зоне.

В противном случае нелегальные мигранты со своими семьями заполняют крупнейшие города России и за меньшие деньги выполняют те работы, которые могли бы выполнить российские неквалифицированные рабочие и пенсионеры.

Подробнее: Рынок труда: мигранты облюбовали российские города

Не осталась в стороне от проблемы и Государственная дума. Первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявил, что в скором времени будут рассмотрены поправки к закону о занятости населения.

В частности, будут проработаны и расширены полномочия федеральных властей по регулированию занятости населения, будет создан единый портал для всей страны по вопросу занятости, что должно наладить межрегиональные связи и организовать потоки трудовых мигрантов внутри страны.

Кроме того, власти озаботились созданием системы страхования от безработицы.

В целом пока нельзя сказать, что власти или бизнес предпринимают какие-то серьезные усилия по изменению структуры занятости населения и решению проблемы сокращения притока трудовых мигрантов. Скорее все ждут завершения режима ограничений из-за пандемии коронавируса и возвращения ситуации на привычные рельсы, когда потоки трудовых мигрантов из стран СНГ восстановятся.

В наименее выгодном положении пока остаются российские граждане.

Им остается или согласиться на ту работу, которую ранее выполняли приезжие, причем на тех же самых невыгодных условиях, или перебиваться временными заработками, пособиями и, возможно, собственным огородом.

Отсутствие сильного профсоюзного движения в стране также играет на руку работодателям, которые не хотят менять зарплатные сетки и улучшать условия труда.

Источник: https://regnum.ru/news/economy/3109028.html

�������� �������������� ���� ������������ ���������������� ���������������� �� ���������������� ���� ������ ��������������

Отток рабочей силы в регионы

�� ������������ ���������������� ���������������� �������������� �������������������������������������������� �������������� ��������. ������������ �������� �������� ���������� ���� �������� ����������������.

���� ���� ���������������� ���� ���������� ���������� �������������� �� ���� ������������������, �� �� ������������������ ���������������������� �� �������������������������� ��������������������.

�� ������, �������� ������������ �������� �� ���������� ������ ����������������, “�������������������� ������������” ������������������ ������������������ ������������������ ������������������ ������������ ���������� ��������������.

���������� ��������������������, ���� �������������� ���������������������� ���������� ���������������� ������������������, �������������� �� �������������������� ������������������?

���������� ��������������: �� ���� �������� ��������������, ������ ���������������� ���������������������� ���������������� �������������������� ������������������. �� ������������������ �������� �� ������������ �� �������������� ������������������ ���� 8 ���� 10 ������ ������������������.

������������ �������������������� �������������� ���� ��������.

���������������� �������������� ������������ ���� �������������������� �������������������� ���� ������������������������ ��������, �� ������ ������ ���������� ����������������������: �������� �������������� ���� ������ �������������� ������ ������ ������ ��������, ���� ���� ������������ ��������������������, ������ ���������������� ������ ����������������.

�� 2018 �������� ������������������ ������������ ���������������� �������������� �������������� ��������������, ��������������������, ������ 3,1 ������ �������������������� ���� ������������������������ �������� �������������������������� 1,1 ������ ����������.

�������������� �������� ���� ���������� �� �������������������� ���������� 18 ������, ���� ���������� ���������� ������������ ���� ���� ������. ���������������� 6 ������ ��������������. ������ 2-3 ������ ���������������������� �������������������� – ����������������.

������ ���� ������������������ ������������������ �� ���� ������������ ������������, �� �������������������� ������ ���� ����������������. ���� �������� ���������������� 8 ������ �������������� ���������������������� �������������� �������� �� ������������ ��������.

�� ������ �������� ������������������ �� ������������ ������������������ – ���������� 5 ������ ������������������ �������������������������������� �� ������������, ���������������� ����������������, ���� ���� 20 ���� 40% ���� ������ ������ ���� ������������ ����������������������������.

�� ���������� ������������ �������������� ������ ����������������, �� �� ���������� ������������ ������������������ – ���� ���� ����������������, ���������� �� �� �������������������� ������������������������. ������ �������� “���������������� ������������” ������������ ���� ����������.

���������� ������������ ������ �������������� �� ���������������� ������������������?

���������� ��������������: ���������������� ����������������, ���������� ������������ �������������� ��������������. �� ������������ ���������� ������������ ������������������ �������������������������� ���� 1 ������ ������������������ ���� ���������������� ������������.

�� �������� �������� ����-���� ���������������� ������ �������������� �� ������ ���� ������������. �� ������������������������ ���������� ������������ ���������� ������������ ���������� �������������������������� ���������������� ����������, ������������������ ���������������������� ������������.

������������ �� �������������� �������� �� ������������ �������������� 20-30 ������������������ – ���� �������� 4-6 ���������� ��������������. ���� �������������������� ������������������, �� ������������ ���������� ���� ���������� ������������ �������������� ������ 350 ���������� ��������������.

�� ������������������ �������������� ���� 1 ������ ������������������ ���� ������������������ ������������. ������ �� ������������ ��������������.

�� ����, ������ ��������������, �������������������� ����������������?

���������� ��������������: ������ ���������������� ������ ��������. ���� �������������� �������������� ������������������������������ ������������, ����������������: “�������� ���� ������������ ����������, ������������ ������������������ ���� ��������������”.

������-���� �������������� ����������, ���� ������������ ���������� �������� ����������.

�� ������������ �� ������ ���������������� ���������������� �� ������������������: “�������� ���������� ����������, ������������ ������������������ ���� ����������, ����������������!” �� ��-���� ������ ���� ������������?

������������������ �������������������������� ���������������� ���� ���������������������� �������������� �� ������������ ������ ������������ ������������������-������������������. ������ ������������������ ������������?

���������� ��������������: �� �� ���������� ���� ������������.

�� ���������������� �� �������������� ���������������������������� ������������ �������� ���������������������� �������������������� �� ������ �� ������������������ �������������������� ���� ���������������������� �������������� �������������� ����������. �������������� ���������� ����������������, ������������������ ������������..

�������� �������� �������������� ���� ���������� ����������, ���� ������������ �������� �� �������� ��������������. ���� �������������� ���������������������� ������������ ������������������ ���� ���������� ����������������?

���������� ��������������: ���� ������������ ������������������ �� ������ ���������������� �������������� ������������������������, �� ������ ���������� �� �� �������������� ������������������. �������������������� ���������� �� ��������������.

���� ������������ ������������, ������ �� ��������������, �������� �������� ���������������� �� 30% ���������� ��������������.

�������� �������� ����������������������: �������� ������������������������ ���������������������� ���������� ��������, ���� ������ ���������� ������������������ �������������� �������������� �������������� ��������������.

�� ����������������������������, ���������� ������������������ ���������������� ������������������, �������� ������������ ���������� ������������ ������������������������, �� ������ ������ ���������� �������� ���� ������ ������������, ���������������� �������� ���������������� ������������ ������������������������.

���� ���������������� �� ���������������� �� ���������������� ������������������ ���� �������������� ��������. �� ������ �� ������������������ �� ����������������?

���������� ��������������: ������������������ ������ ���������� ��������������������, ������ �� ������������ ������������������ ���������������� ���� 10% ������������������ �������� ���������� ������ �� ������������ ������, ������ ������ �������������� ����������������������. �� ����������, �� ��������������-������������ �������� ����������, ���� ������ ���� ������ �������������� �������� ������.

���������������� ���������� ������������������ ������������ ID-���������� �� ����������, ������ ���������� “������������” �������������������� ���� ������������ �������������� ���� ���������� ���������������������� ����������������

�������� ���� ���������� ���������� �������������� ������������������, ������������, �������� ���������������������� ������������ ���� ���������� ������������������. �� ���������� ���������������� �������� ������������������ ����������������������?

���������� ���������� ������������������������ ����������������

���������� ��������������: �������� ���������������� ���� ���������� ������������ �������� ���������� �������������� ������������ ���� ����������. ������ ����������������-����-�������� ������������������ ���������������������� �������������������������������������������� ����������.

������ �������������� ��������������������, ������������������, �������������������� – �������������� ���������������� ���� ��������. �������� �������������������� ������������������ �� ���������������� ���� 50 ���������� ������������.

���� ���������� ������������������ 500 �������������� – ���� ���������� ����������! ������������ ������������: ������ ������������ �������������������� �������� ������ ���� ������������ ����������������������. ���������� ������������������������������ �������������������� ������������������ �� ������ ��������������.

���������������� – 32 ������������ ������������ �� ����������. ���� �������������������� 400 ��������������������, ���� ���� ������. �������������� �������� ���� �������� – �������� �� ������������ ��������������������, �� ���������������� ������ �������������� ������������������.

������������ ������������������ ���������������� �������������������� �� ������������ ������������ �� �������������� ��������������������, ���� �������������� ��������������, �� ������, ������ ������������������ ����������, ������ ��������������������.

�������������� ������������������������ ������������ ���� ���������������� ����������������? �� ������ �������������������� �� ���������� ���������������� ����������������������?

���������� ��������������: ���� ���������������� ���������������� �������������� �� �������������� ���������������� 60 �������� ������������ �� ������. ������������ ������������ ������ ������������ ������������.

���������� �������������������������� ������������ ���������� ���� ���������������� ������������, ���������������� ���� ��������, ������ ������������ 30 ���������� ������������ �� ���������� �������������� ������������������������ ���� ����������.

�� ������������ ������������ �� �������� ���� ���������� �������� �������� 13%, �������������� ������������ ��������������.

���������� ��������������������, ������������������ – �� �������������������� ���������������� 5350 ������������ �� ������������, 4200 �� ������������������ �������������� ������ 9788 �� ������������.

���� ���������� �������� �������������������� ������������ ������ ������, ����, ����������������, ������������ ���������������� �� �������������������� ������������ ���� 40%. �� �������������� �������� ���� ������������������ �� ������������ �������������� �������������� ���������� 17 �������� ������������.

������������, ���� �������� ������������ ���� ���������������������������� ������������������ �������������������� ���� ���������� ���������������� ������������������ �� ������������ ����������������: ����������������, ���������� �������� ��������������������, ������������������������������ ���������� �������������� �������������� �������������������� ������������������ ���� �������������������� ����, ���������������������� ���� �������� �������� ����������, ������ �������������� �������� ���������������� ���������������������� ������������������, �������������� �������������� �������������������� �� �������� ����������������������, ���� ���������������� �������������� �� ��������������������. ���������� �������� ���������������������� �� ������ ����������������…���������� ������ ���������� �� �������� �������� ��������������������: ���������������� ���������� �������������������� �������� ���� �������������� ����������������������, �� ���� ������������������������ ���������������������� ������������ �� �� ������������ ���������������� ���� �������� ������������������. ������-���� ���������������� ���������� �������������������� ���������������� ������������������ ������ ����������������, ������-���� �������������������� ��������������������, �� ������-���� ������������ ���������������� �� ���� ����������������.

���������� ������������������ �������� ������������������ �� 2021 ��������?

���������� ��������������: ������������������ ���������� ������������������ ������������������ �� ���������� �� ����������������.

���� ������������ ������������ �������� ������������ ������ ����������������, �������������������������� ������������ ������ ������, ���� ������ ��������������, ������ ���������� ������������������ ������������ ID-���������� �� ����������, �� �������������� ���������� “������������” ������ �������������������� ���� ���������������������� ��������������������, ������ ��������������, ������������ ��������������, ���������� ���������������������� ���������������� �� �������� ������������. ����������������, ������ ���������� �������������������������� �������������� ������ �������� ����������������������: �� �������������� 30 �������� ���������� ������������ �������� ���������� ���������������� ������ ID-����������. ������������ �������������������� ������������ ���������� ���������������� ������������������ �� ����������������������, ������ ������ ����������������. ������������������ �������������������������� ������������������������������ ������������������.

���������������� ���������� ������������ ������������ ���������������� ���������� �� �������������������� ������������������������ ������������, �� ���������������������� ���� ������������ ��������������������������, �� ��������������������������, �� ���������� ���������������������� ��������������������. ������������ ����������, ���������������� ������������������ ������ ������������ ������ ���� ��������, ���������������� ���������������������� ������������, �������������� ���������������� �������� ����������������.

�� ������������ ������������ �������������������� ���������� ����������: �������������� �������������� ������ ������������������, ���������� ������������������ �� ������������, ���������� ���������� �������������� �� ���������������������������� ���������������������� �������������� �������� ID-����������������, �� ���� ���������� �������������� ���� ������������. ������������ ������ ������ ������������������ �������������������������� ���� ������ ������������, ���������� �������������� ������ �� ������������, ���� ���������������������� ������ �������������������� ������������������ �� �������� ������ ������.

Источник: https://rg.ru/2020/12/27/kuda-ischezli-iz-rossii-trudovye-migranty-i-vernutsia-li-oni-obratno.html

Кадровая эпидемия: из-за нехватки мигрантов срываются сроки ввода жилья

Отток рабочей силы в регионы

Максимальный отток трудовых мигрантов в 2020 году зафиксирован в сфере услуг (33,5%), ЖКХ (25,8%) и строительстве (22,2%), сообщили «Известиям» в МВД. В Национальном объединении строителей РФ изданию заявили, что из-за нехватки рабочих рук ряд объектов могут быть не введены в срок вовремя.

Минстрой в декабре предложил упростить ввоз рабочих строительных специальностей из-за границы, предложив работодателям организовать для них официальное трудоустройство и обеспечить полноценным жильем. Однако только 36% строительных компаний поддерживают инициативу ведомства, говорят эксперты.

Минус полмиллиона

Сокращение иностранной рабочей силы в 2020 году составило от 20 до 50% в разных регионах, сообщили «Известиям» в МВД России. Максимальный отток зафиксирован в сфере услуг — 33,5%, деятельности домашних хозяйств — 28,6%, работ по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов — 25,8%, а также в строительстве — 22,2%.

Всего, по данным МВД, по состоянию на начало ноября трудовую деятельность в России осуществляли 1,798 млн иностранных граждан. В прошлом году их было 2,353 млн — почти на полмиллиона больше.

Традиционно мигранты сосредоточены в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленобласти и отчасти в Краснодарском крае, рассказал «Известиям» программный директор Международного альянса «Трудовая миграция», председатель подкомитета по миграции ТПП РФ Сергей Болдырев.

В строительной сфере иностранные рабочие чаще занимаются отделочными работами, возведением монолитных конструкций, а также благоустройством.

Доля нехватки кадров в этих видах работ в некоторых регионах России составляет 50%.

Проблема особенно актуальна для Дальнего Востока, Приволжского и Уральского федеральных округов, рассказал «Известиям» президент Национального объединения строителей РФ (Нострой) Антон Глушков.

— Сегодня ряд объектов под угрозой невыполнения сроков взятых обязательств по причине нехватки рабочей силы, — сообщил он. — Если смотреть объем ввода жилья по сравнению с концом прошлого года, то он всего на 2% ниже. Но это объекты, которые начали строить в 2018–2019 годах. Было время их закончить. А вот объем жилья на стадии раннего строительства снизился на 30%.

Причем девелоперы, по словам Антона Глушкова, не спешат выводить на рынок новые объекты из-за постоянно растущих затрат.

Помощь не оказывать

Строительная отрасль неоднократно в нынешнем году заявляла о нехватке специалистов. Минстрой внес в правительство предложения по организации упрощенного въезда трудовых мигрантов для работы на российских стройплощадках, испытывающих острую нехватку кадров.

Правда, с оговоркой, что компании должны будут обеспечить их жильем, поставить на миграционный учет и оформить с ними трудовые отношения. А также обеспечить иностранным сотрудникам сдачу ПЦР-теста на коронавирусную инфекцию.

Только 36% компаний готовы пойти на такие условия, выяснили аналитики сервиса по поиску работы SuperJob (данные опроса представителей 200 строительных организаций и 1600 россиян из всех округов страны есть в распоряжении «Известий»).

Их представители поддерживают предложение Минстроя по нескольким причинам. «Мы испытываем недостаток в рабочей силе», «Трудно найти ответственных рабочих», «Мигранты едут на работу во всем мире. Не приедут к нам — поедут в Европу», привели аналитики основные из них.

— Поскольку сегодня рабочие из Белоруссии точно так же не могут приехать на российские стройки, как и представители Узбекистана и Таджикистана, мы привлекаем местные кадры, которые выполняют отделочные работы и занимаются благоустройством территории, — рассказал «Известиям» директор по девелопменту ГК «РКС Девелопмент» Сергей Самойленко.

— В связи с отсутствием мигрантов мы испытываем дефицит в рабочей силе практически на всех наших объектах. Причем стоимость услуг приезжих рабочих выросла зачастую в 2–2,5 раза.

Очень надеемся, что рано или поздно границы откроют и инфляция, вызванная как удорожанием материалов, так и ростом стоимости труда, сократится.

На сегодняшний день общий инфляционный прирост себестоимости по ощущениям не меньше 10% по всем видам работ, — подчеркнул он.

На сегодняшний день рынок труда в строительной отрасли испытывает дефицит рабочей силы, согласились в Минстрое.

Причинами, считают в ведомстве, стали как введенный запрет на въезд в Россию иностранных работников, так и переход иностранных работников с замороженных объектов строительства в сферу производства, благодаря чему в период самоизоляции удавалось быстрее закрывать рабочие вакансии в производстве.

— При этом, несмотря на рост безработицы и сокращения, граждане России не соглашаются на те позиции, которые ранее занимали мигранты, поскольку зачастую предпочитают более «престижную» работу, — добавили в ведомстве.

Согласно представленной 78 субъектами РФ информации по состоянию на 1 декабря 2020 года в 51 регионе имеется потребность в иностранной рабочей силе, уточнили в министерстве. В первую очередь дефицит составляют иностранные специалисты из стран ближнего зарубежья — Узбекистана, Украины и Таджикистана.

Двор без метлы

Подавляющее большинство рядовых сотрудников строительных компаний (81%) против ввоза трудовых мигрантов, выяснил сервис SuperJob. С ними солидарна и большая часть населения, не занятая в строительстве, — 71%.

Россияне отмечают, что в последние годы из-за использования неквалифицированной иностранной рабочей силы строительная отрасль частично перешла в теневой сектор и перестала быть привлекательной для коренного населения. «Была бы достойная заработная плата, официальное трудоустройство, соответствующее отношение к рабочему классу, все были бы довольны и при работе», приводят аргументы опрошенных граждан аналитики сервиса.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, в столице еще в октябре начали привлекать к работе на стройках и в сфере ЖКХ жителей российских регионов. Однако проблема нехватки кадров в городе сохраняется, в том числе в сфере услуг, отметил руководитель бюро по защите прав предпринимателей московского отделения «Опоры России» Алексей Петропольский.

— За последние пять лет компании в сфере общепита, особенно его самого дешевого сегмента — фастфуда, на 90% заменили состав поваров, официантов и обслуживающего персонала на мигрантов. Их зарплаты ниже, себестоимость продукта выходила меньше.

Сейчас наблюдается огромный дефицит кадров и новые точки практически не открываются. Клининговые и управляющие компании столкнулись с такой же проблемой.

Они также рассчитывали себестоимость услуг, исходя из низкого фонда оплаты труда, — подчеркнул эксперт.

В начале ноября заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков заявлял СМИ, что в городе не наблюдается проблем с кадрами в сфере ЖКХ из-за сокращения числа мигрантов. Однако сейчас нехватку персонала хорошо иллюстрируют данные службы занятости Москвы.

В ноябре на позицию «дворники» на официальном сайте службы занятости Москвы было порядка 4000 вакансий, к 22 декабря всё еще требуются 3693 сотрудника. Так, в Таганском районе в ноябре искали 230 дворников, но нашли за это время всего одного. В Пресненском районе так и ищут 199 сотрудников.

В Северном Измайлово искали 100 человек, за это время удалось закрыть 70 позиций.

— Возможно, вакансии заполнялись бы россиянами быстрее, если бы не пандемия. Многие сейчас опасаются ехать в другой регион, тем более в столицы, где велик риск заразиться, — считает эксперт по вопросам миграции Наталья Власова.

Ускорению решения проблемы, вероятно, будет способствовать вакцинация.

Так, Россия уже договорилась о поставке миллиона доз вакцины «Спутник V» от коронавируса для трудовых мигрантов из Узбекистана, а в 2021 году ожидается контракт на поставку в республику второй российской вакцины — «ЭпиВакКороны».

Об этом стало известно 21 декабря в ходе пресс-конференции посла РФ в Узбекистане Владимира Тюрденева.

Источник: https://iz.ru/1103166/veronika-kulakova-ekaterina-iasakova/kadrovaia-epidemiia-iz-za-nekhvatki-migrantov-sryvaiutsia-sroki-vvoda-zhilia

Миграционная ловушка: Россия без гастарбайтеров не сможет строить, сеять и пиццу развозить – Свободная Пресса

Отток рабочей силы в регионы

Российская экономика на фоне кризиса столкнулась с жестким дефицитом рабочей силы, отмечают в агентстве Bloomberg. В реализации крупных инвестпроектов, от строительства до золотодобычи, государство и частные компании всегда надеялись на гастарбайтеров, особенно из постсоветских стран. Трудовые мигранты обычно составляли около 7% рабочей силы России и создавали порядка 6% ВВП.

Сейчас же, когда наметился восстановительный экономический рост, привлечь новых гастарбайтеров из-за закрытых почти год границ крайне сложно. Многие работодатели, чтобы заманить местных жителей, вынуждены были поднять зарплаты.

К весне, когда на фоне потепления будет расти потребность в рабочей силе в сельском хозяйстве, проблема нехватки рабочих рук может стать критической, отмечают в Bloomberg.

Каким образом эту проблему будут решать российские власти, «Свободной прессе» рассказали эксперты.

Советник компании «Стройком» Сергей Каримов уверен, что картина, которую рисуют в Bloomberg, слишком темная по сравнению с реальностью.

— Во-первых, американские аналитики преувеличивают падение ВВП. Уменьшение показателя, безусловно, будет, но не таким значительным. Причем рынку нужно какое-то время, чтобы подстроиться под новые условия. Соответственно, сначала будет отскок назад, но затем начнет набирать обороты внутренний рабочий рынок, чему будет способствовать рост зарплат.

Если говорить о хорошо знакомой мне сфере строительства, то руководители крупных организаций придумывают новые и новые способы привлечения персонала, в том числе заменяя гастарбайтеров работниками из других регионов. И через пару лет доля такой замены может составить 60%-70%. Но в ближайшее время нельзя исключать срыв сроков строительства масштабных проектов, так как пока рынок не адаптировался к новым условиям.

В целом, изменения произойдут быстрее, если власти будут поддерживать организации, занимающиеся внутренней трудовой миграцией. К тому же развитие сферы аутстаффинга (предоставление труда работников) позволит снизить уровень безработицы в России.

Генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова

— В разных регионах страны ситуация с сокращением иностранной рабочей силы складывается по-разному: где-то нехватка составляла до 20%, где то до 50%.

Сильнее всего страдали столицы: Москва и Санкт Петербург, где доля иностранной рабочей силы всегда была выше. Если рассматривать сферы, то это услуги (33,5%), ЖКХ (25,8%) и строительство (22,2%).

В общей сложности, согласно данным МВД, по состоянию на начало ноября трудовую деятельность в России осуществляли 1,798 млн. иностранных граждан. В прошлом году их было 2,353 млн.

Данные МВД также показывают снижение постановок на миграционный учет — с 14,9 млн до 7,5 млн. Количество выданных разрешений на работу и патентов также сократилось более чем на треть, с почти 1,5 млн. в 2019-м до 935,5 тысячи в 2020 году.

«СП»: — Да, понятно, что число гастарбайтеров снижается. Но действительно ли это большая угроза для экономики в целом и для отдельных компаний?

— Мигранты очень тесно вовлечены в российскую экономику: если сделать срез по отраслям, где занято больше всего мигрантов получится, что под ударом, по моим оценкам, примерно 15%-20% от ВВП страны.

Для экономики отток рабочей силы означает падение темпов производства и, как следствие, снижение выручки предприятий, что снижает общую деловую динамику, объемы налоговых поступлений и замедляет процесс восстановления экономики в целом. А главной причиной оттока стала, конечно же, эпидемия.

Многие решили переждать это время с семьей и вернулись на родину, многие из-за сложившейся ситуации и закрытия границ не могут въехать в Россию. Массовая вакцинация может ускорить возвращения иностранной силы, но сделать быстро это не получится из-за того, что доступ к вакцинам в странах СНГ пока затруднен, а на нашей стороне требуется регулирование на уровне законодательства.

«СП»: — Очень скоро начнутся сезонные работы на полях, хватит ли рабочих рук? А если нет, то как это повлияет на урожай и, конечно, на цены на сельхозпродукцию?

— Как я уже говорила, наибольший удар от нехватки иностранной рабочей силы чувствуют на себе сферы, в которых традиционно задействовано большое количество трудовых мигрантов: это в первую очередь строительство и сфера ЖКХ, страдают также от нехватки рабочей силы курьерские службы, аграрный сектор, общепит и сфера бытовых услуг.

Нехватку рук на местах, вероятно, попытаются решить внутренней миграцией, так, чтобы освободившийся вакуум на рынке труда заняли безработные россияне. Однако без поднятия зарплат и улучшений условий труда, введения системы льгот для переезжающих, в реальность этого вериться слабо.

При этом рост стоимости труда в этих сферах точно приведет к удорожанию производимой продукции. Людей могут оформлять и как самозанятых — снижение при этом налоговой нагрузки на предприятия позволит повысить зарплаты и не обойдется компаниям слишком дорого.

Мы уже наблюдаем рост числа самозанятых в строительной сфере, не исключено, что этот опыт подхватят и аграрии.

«СП»: — Государство может какими-то методами стимулировать дополнительный приток числа гастарбайтеров?

— Таким выходом из ситуации может оказаться «льготный» въезд уже для гастарбайтеров. Но такие вопросы бизнесу нужно решать непосредственно с правительством.

Возможно федерально значимым крупным компаниям такое бы могли разрешить, при условии, конечно, обеспечения санитарно-эпидемиологического контроля, соблюдений норм постановки иностранного рабочего на учет, заключения с ним трудового договора.

Часть головных болей для бизнеса в этом случае может также решить самозанятость — новый налоговых режим применим и к гражданам некоторых стран СНГ и бывших советских республик, а специализированные сервисы позволяют проводить массовые регистрации рабочих как самозанятых, формировать и подписывать договоры, отчитываться перед налоговой без лишних операционных заморочек.

«СП»: — А может ли Россия вообще обойтись без мигрантов?

— Без поднятия зарплат, улучшений условий труда, модернизации производств и повышения тем самым привлекательности низкоквалифицированного труда среди наших соотечественников экономика так и продолжит испытывать кадровый голод в местах, где раньше трудились мигранты.

При этом удорожание труда неминуемо приведет к росту цен. Насколько готовы к такому наверху, особенно в условиях, когда цены на макароны и сахар регулируются президентом, предсказать сложно.

Ровно как и нет уверенности в том, что правительство субсидирует затраты предпринимателей на заработные платы — и пакет поддержки бизнеса прошлого года, и меры по поддержке этого года выглядят достаточно скромно.

При этом никто, даже самые развитые страны не могут обойтись без труда мигрантов. Ведь это банально обходится дешевле.

Однако временной мерой, на наш взгляд, может, действительно, стать самозанятость.

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/290244/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.