Особенности трудоустройства в россии

Что значит трудоустройство сотрудника в соответствии с ТК РФ

Особенности трудоустройства в россии

Официальное трудоустройство на работу означает социальную защищённость для гражданина. Только в этом случае сотрудник может рассчитывать на пенсионные отчисления, оплаченный больничный лист и полноценный отпуск. Процесс принятия на должность имеет свои тонкости и зависит от того кто претендует на рабочее место и какой предполагается график выполнения обязанностей.

Приём на работу

Закон о трудоустройстве сотрудника содержит регламент проведения процедуры, список документов, необходимых для предоставления работодателю и в отдел кадров.

Какие акты защищают права соискателя на должность:

  • в Трудовом кодексе РФ в главах 10 и 11 содержится порядок оформления трудовых соглашений и трудовых книжек, содержащих данные о стаже принимаемого гражданина;
  • в распоряжении Правительства от 2003 года № 225, с изменениями и дополнениями, внесённые в 2008 году, распоряжении трудового Министерства от 2003 № 69 содержится регламент того, как правильно заполнять трудовую книжку, как вести учёт и хранить бланки, учитывающие трудовой стаж работающего персонала;
  • распоряжение Госкомстата от 2004 года № 1, предлагает пример документов, создаваемых при трудоустройстве сотрудника: приказы для оформления, образец личной карточки.

Постановления приняты на государственном уровне и являются обязательными к выполнению. Нарушение грозит виновным не только штрафными санкциями, но и административными взысканиями. Это касается и сотрудников и руководителей, даже глав учреждения.

Факт невыполнения требований закона обнаруживается в результате проверки со стороны инспекции по надзору за выполнением трудового законодательства.

Когда принимается новый сотрудник нанимателю нужно понимать, кого он оформляет.

Основные правила, действующие для официального трудоустройства на работу:

  • первое действие – это проверка бумаг, предоставленных претендентом. Для выполнения служебных обязанностей могут понадобиться определённые знания, квалификация. Потому не стоит удивляться, если наниматель попросит предоставить документы, подтверждающие специальное образование или наличие нужных навыков и умений;
  • сотрудник ознакамливается с внутренними документами, регламентирующими поведение работников предприятия, требования к внешнему виду. В обязательном порядке подписывается бумага о неразглашении коммерческой тайны. Указанные документы подписываются лично работником;
  • отделом кадров или уполномоченным сотрудником подготавливается бланк трудового договора или соглашения. Бумага предоставляется для ознакомления претенденту и, при согласии со всеми условиями, подписывается. Соглашение имеет два экземпляра: один остаётся в отделе кадров, а второй отдаётся сотруднику;
  • по предприятию подготавливается приказ о приёме нового сотрудника на должность. Здесь указывают рабочее место, отдел, размер оклада, продолжительность испытательного срока;
  • работником лично заполняется личная карточка. Форма бланка Т-2. Полученные сведения о новом сотруднике отдаются в бухгалтерию, вносятся в табель, учитывающий отработанное время;
  • заполнение трудовой книжки. Если у гражданина это первая работа, то данный бланк заводится и оформляется непосредственно нанимателем.

Первым пунктом процедуры была проверка предоставленной человеком информации о себе, образовании и стаже.

Итак, что нужно для проведения трудоустройства на работу в компании:

  • документ, подтверждающий личность претендента. Как правило, требуют паспорт. Закон ТК РФ под номером 65 говорит, что можно предоставить иную бумагу, в которой будет удостоверена личная информация о соискателе. Дополнительно могут потребовать идентификационный номер, выдаваемый в налоговом органе;
  • подтверждение наличия стажа до данного предприятия. Трудовая книжка остаётся в отделе кадров до момента увольнения сотрудника;
  • сведения о полученном образовании. При принятии гражданина на рабочее место, требующее определённых навыков и умений, нужно подтверждение того, что у человека имеются указанные знания;
  • справка из медицинского учреждения;
  • СНИЛС. Страховое свидетельство оформляет наниматель самостоятельно, если сотрудник устраивается первый раз;
  • Мужчины предоставляют в отдел кадров информацию о постановке на учёт в военкомате;
  • Принимаемый сотрудник самостоятельно пишет заявление на трудоустройство.

Предоставляемые документы должны содержать достоверную информацию о сотруднике. В противном случае наниматель имеет право применить статью 81 Трудового Кодекса и уволить. Не только административная ответственность грозит гражданину, но и уголовная за подлог информации.

Виды работы

Трудоустройство согласно ТК РФ может иметь несколько типов. Работать можно на одном месте и это будет основной вид, можно занимать две и более рабочих должностей – совместительство. Либо устраиваться на временную работу или стать волонтёром.

Виды трудоустройства и нюансы:

  1. Основная работа. Это самый оптимальный вид получения места. Гражданин находится под защитой трудового законодательства. При заключении договора с нанимателем социальные и юридические права сотрудника урегулированы подписанным документом. При увольнении гарантированно предоставляются социальные выплаты. Также работодатель в течение всего периода работы сотрудника производит отчисления в пенсионный фонд, а значит, пенсия гарантирована. Банки положительно реагируют на заявки о предоставлении кредита от гражданина с официальным трудоустройством и основным местом работы. Нередко компании, заинтересованные в качественном составе кадров, отправляют рабочих на повышение квалификации.
  2. Контракт. Устраиваясь на работу, гражданин должен понимать, что отчислений на социальные мероприятия не будет. Сумма, получаемая на руки указана в договоре и значительно выше, чем у трудоустроенных на основном месте. Стоит отметить, что обязательства по уплате налогов ложатся на контрактника.
  3. Неполная занятость. На данном месте не нужно ожидать большой заработной платы. Как правило, такой вид устройства используется для мам, имеющих маленьких детей и учащихся в высших или технических учебных заведениях. Возможен перевод с основного места на неполную занятость по медицинским показателям.
  4. Волонтёры. Здесь нет заработной платы и записей в трудовой книжке. Однако для гражданина участие в волонтёрской программе является отличным способом познакомиться с нужными людьми и обрести бесценный опыт. Этот факт приветствуется при приёме на предприятие.

Существуют и другие виды работ: удалённая, свободное посещение. В этих случаях часто требуется наличие компьютера или ноутбука и выход в интернет.

Несовершеннолетний сотрудник

Трудоустройство гражданина, не достигшего совершеннолетия по ТК РФ, имеет особенности и нюансы. Об этом нужно знать не только нанимателю, но и подростку.

Регламент оформления на работу прописан в трудовом кодексе в статье под номером 63.

При официальном трудоустройстве соблюдаются определённые правила:

  • наниматель должен получить письменные разрешения от родителей подростка. Если ребёнок находится на попечительстве, то письмо предоставляют опекуны. Это требование прописано в 26 статье закона о труде;
  • у младшего соискателя должен быть минимальный уровень образования (среднее);
  • существуют ограничения по возрасту. Только при достижении нужного количества лет подростка могут взять на работу;
  • медицинские справки разрешают выполнять данный вид работ.

На работу принимают с 16 лет – требование статьи 63 ТК РФ. Возможны исключения и принимают четырнадцатилетних, но труд должен быть лёгким и в свободное от учёбы время. Также могут сделать исключение для более младшего возраста для работы в кино или театре.

Официальное трудоустройство 17-летнего несовершеннолетнего не является для работодателя обязанностью. При этом своё согласие должны дать родители подростка или опекуны. Если возраст ребёнка не достигает 16-ти лет, то потребуется дополнительное письмо от органов, занимающихся опекой и защитой детей.

При этом есть ограничения по предоставляемым работам. Ребёнка нельзя задействовать на вредных условиях труда, в игровом бизнесе, при продаже табачных изделий и алкогольных напитков, эротических товаров. Также несовершеннолетний не может поднимать тяжести больше, чем нормативные показатели в данной категории сотрудников.

Ребёнок, не достигший 18-ти лет, не должен работать ночью, ездить в командировки, выходить на работу сверхурочно и совмещать несколько должностей.

Иностранный рабочий

В 2019 году были приняты изменения по приёму на работу граждан, являющихся представителями других государств, на предприятия Российской Федерации. При этом в изменения внесена ответственность нанимателя за несоблюдение правил.

При отклике на вакансию иностранного гражданина следует обратить внимание:

  • есть ли вид на жительство и на какой срок выдан. Как правило, данная бумага даётся на пять лет с возможностью получать работу в любом уголке России;
  • патент или разрешение занимать должности на территории РФ. В этих документах прописывается регион, в котором иностранец имеет право осуществлять трудовую деятельность;
  • для представителей Армении, Беларуси и Казахстана достаточно стать на учёт в миграционной службе. Для них получение патента или разрешения не требуется.

Законодательство РФ в отношении учёта иностранных граждан, указывает на обязанность нанимателя сообщать миграционным службам о принятии иностранца на должность. Срок даётся 7 дней. При увольнении – работодатель информирует органы ФМС в течение 3 суток, после подписания приказа.

Принять на работу представителя другого государства могут только при предоставлении следующей информации:

  • документ, подтверждающий личность соискателя, его гражданство и регистрацию;
  • бумага, разрешающая заниматься трудовой деятельностью именно в этом регионе страны;
  • информация о стаже принимаемого специалиста. Трудовая книжка оформляется нанимателем самостоятельно, если претендент впервые пришёл работать;
  • подтверждение о застрахованности будущего сотрудника – свидетельство. При приёме иностранца, если это его первая работа, то свидетельство о страховании оформляется работодателем;
  • образовательные, квалификационные документы. Когда работа требует наличия определённых навыков и умений, работник должен подтвердить их.

Принимая на работу иностранного гражданина, работодатель должен серьёзно отнестись к комплекту документов, предоставляемых соискателем и к срокам уведомления ФМС. Невыполнение правил установленных законом влечёт наложение штрафов на компанию в размере от 400 тысяч до 500 тысяч российских рублей.

Работа по совместительству

Законом не возбраняется принимать на должность по совместительству. При этом сам сотрудник может оформить трудовые отношения с неограниченным количеством нанимателей, пока это разрешено на законодательном уровне и рабочий день на конкретном предприятии не превышает 4 часов.

Совмещение должностей существует двух видов:

  • внешний – сотрудник другой компании;
  • внутренний – работник предприятия, где предоставлено основное рабочее место.

Для того, чтобы быть принятым на работу совместитель пишет заявление и указывает, что данная должность не является основной. Заключается трудовой договор, где фиксируются особенности выполняемых обязанностей. Отдел кадров создаёт приказ, подтверждающий приём сотрудника.

Трудовая книжка остаётся на основном месте работы. Данные о совмещении вносятся в книжку отделом кадров основной компании по требованию гражданина.

Источник: https://tvoeip.ru/kadry/priem/trudoustroystvo-na-rabotu

Порядок и правила трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации в 2021 году: список документов, необходимых иностранному гражданину для работы в РФ и пошаговая инструкция для иностранного рабочего без визы

Особенности трудоустройства в россии

На практике приходится регулярно сталкиваться с тем, что разобраться с российскими миграционными законами и правилами трудоустройства иностранных граждан в России трудно даже юристам компаний-работодателей, тем более не просто понять весь порядок оформления на работу самим иностранным гражданам, приезжающим в другое государство на поиски работы.

По этой причине в данной статье мы решили описать все особенности трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации и дать пошаговую инструкцию по оформлению иностранного гражданина на работу, которой могут пользоваться иностранцы, приезжающие на работу в Россию в безвизовом порядке.

Помимо процедуры трудоустройства иностранных граждан вы также узнаете про все необходимые иностранному гражданину документы для работы в России.

Порядок трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации в 2021 году в безвизовом режиме

Итак, рассмотрим порядок оформления иностранца на работу с точки зрения самого иностранного гражданина, которому не требуется виза для въезда в РФ.

Вы – гражданин другого государства, с которым у РФ имеется договор о безвизовом въезде, и у вас есть желание приехать в Россию на заработки. Вы отправляетесь в РФ впервые либо уже были здесь, однако у вас нет ни РВП, ни ВНЖ.

Страна, гражданство которой вы имеете, также не является членом ЕАЭС.

Какие действия требуется предпринять для легальной работы иностранных граждан в России, и какие нужны документы для работы иностранных граждан в 2021 году?

1. Вы должны иметь заграничный паспорт (загранпаспорт). Этот документ потребуется для пересечения границы. Если он отсутствует, вначале необходимо оформить его у себя на Родине.

2. На границе вы получите миграционную карту, которую потребуется заполнять самостоятельно. Отметим, что в качестве цели въезда вы должны будете указать «Работа». Нельзя указывать что-либо другое.

Указываете паспортные данные загранпаспорта, по которому вы пересекаете границу. Поменять цель въезда и другую информацию после пересечения границы будет невозможно. Если вы решили прилететь на самолете, то вам будет выдана уже заполненная миграционная карта. Останется только проверить сведения, указанные в ней. В случае необходимости нужно обратиться к сотрудникам пограничной службы, чтобы они могли внести коррекции.

3. В день въезда в РФ вы должны оформить полис добровольного медицинского страхования, проще говоря – страховку для иностранных граждан.

4. Когда граница будет пересечена, вам будет предоставлено семь рабочих дней (у Таджикистана – пятнадцать календарных суток) для оформления миграционного учета. Он также носит названия трехмесячной либо временной регистрации.

Необходимо, чтобы миграционный учет оформлялся по адресу вашего будущего рабочего места или фактического проживания. В противном случае он может быть в любую минуту аннулирован, а ваше нахождение в России станет незаконным, что в последствии может привести к запрету на въезд в РФ в будущем.

5. Далее, чтобы иностранцу трудоустроиться в РФ официально, необходимо оформить патент на работу. При его отсутствии вам не удастся работать легально.

Для подачи заявки на патент отводится тридцать дней. За этот период иностранному гражданину требуется собрать все документы для патента на работу, что включает в себя: 6. Только после получения патента на работу на руки у иностранного гражданина будет возможность начать официально работать по той специальности и в том регионе, которые указаны в патенте.

7. Итак, патент получен, и у вас теперь есть два месяца для того, чтобы найти работодателя, подкрепить официальное трудоустройство иностранного гражданина к этому работодателю трудовым договором и отправить его копии в ГУВМ МВД. Если вы не сделаете этого, ваш патент аннулируют.

Работодатель в свою очередь должен отправить в МВД уведомление о заключении трудового договора с вами, таким образом уведомить органы о трудоустройстве на работу иностранных граждан.

Работодатель также может запросить такие документы для устройства на работу иностранного гражданина, как СНИЛС и ИНН.

8. После получения патента иностранный гражданин должен в обязательном порядке вносить за него ежемесячные авансовые платежи. В случае просрочки платежа даже на 1 день, патент автоматически аннулируется.

9. С сентября 2016 года иностранные граждане также в обязательном порядке должны осуществлять продление регистрации по патенту.
Естественно, оформление документов для трудоустройства иностранных граждан в России в 2021 с учетом всех налогов и госпошлин будет стоить недешево, поэтому эти затраты требуется спланировать заранее. Однако если вы соблюдете все правила трудоустройства иностранных граждан, и у вас на руках будет полный пакет документов для работы иностранных граждан на территории РФ, вы сможете легально работать в России в течение года, не боясь депортации, штрафных санкций либо запрета на въезд. Поэтому не нужно экономить на своей безопасности и спокойствии – официально работать иностранный гражданин может только имея на руках весь перечень документов для трудоустройства иностранных граждан к работодателю. Помните, однажды потратив деньги на документы для официального оформления на работу иностранного гражданина по закону, вы в течение всего года сможете зарабатывать средства, а не расходовать их на оплату штрафов.

Важно! 15 декабря президент подписал Указ № 791 от 15.12.2020 г. о продлении до 15 июня 2021 года временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан в России в связи с угрозой дальнейшего распространения коронавируса.

В соответствии с указом, до 15 июня 2021 года иностранные граждане, которые прибыли в РФ в безвизовом порядке, могут обращаться с заявлениями о выдаче, продлении или переоформлении патента на работу без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ.

Также до 15 июня 2021 года иностранным гражданам не нужно продлевать документы о временном пребывании на территории РФ, сроки постановки на учет по месту пребывания.

Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна статья о порядке трудоустройства иностранных граждан в России в 2021 году и пошаговая инструкция по оформлению на работу безвизовых иностранных граждан или же поделитесь информацией об устройстве на работу иностранного гражданина в РФ в 2021 году в соц. сетях.

Источник: https://migrantmedia.ru/rabota-v-rossii-poshagovaya-instrukciya-dly-inostrancev-bez-vizy-poryadok-i-pravila-trudoustroystva-inostrannykh-grazhdan-v-rossii-v-2016-godu

Трудовое право

Особенности трудоустройства в россии

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

Раздел VII ТК РФ предусматривает гарантии реализации прав работников в области социально-трудовых отношений, а также возмещение работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальные органы.

Основными функциями указанных органов являются контроль и надзор в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирование коллективных трудовых споров.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» указанная Служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Статья 18 Закона о занятости указывает, что деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях укрепления межведомственного взаимодействия по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников приказом от 3 апреля 2007 г.

№ 66 утвержден Регламент взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации.

Данный Регламент устанавливает порядок и организацию взаимодействия Роструда и ФМС России и их территориальных органов, в том числе по вопросам обмена информацией, формируемой при осуществлении надзорно-контрольных полномочий в установленной сфере деятельности, необходимой для оптимальной реализации положений трудового законодательства и законодательства о правовом положении иностранных граждан.

Взаимодействие в рамках указанного Регламента осуществляется по двум основным направлениям:

  1. организация совместных проверочных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере привлечения к трудовой деятельности иностранных работников;
  2. обмен информацией о результатах надзорно-контрольной деятельности в установленной сфере, представляющих взаимный интерес, в целях обеспечения и повышения эффективности реализуемых полномочий.

При проведении совместных проверок по контролю (надзору) должностные лица ФМС России и Роструда проверяют:

  • наличие у работодателя разрешений на привлечение и использование иностранных работников;
  • наличие у иностранных работников или лиц без гражданства документов, удостоверяющих личность, иных документов, предусмотренных федеральным законом или признаваемых в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, миграционной карты, документов, подтверждающих постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет, вида на жительство или разрешения на временное проживание (при наличии), а также других имеющихся у него документов, подлежащих проверке (трудовой договор, договор об оказании работ (услуг), разрешение на работу);
  • соответствие численности и профессионального состава используемых иностранных работников установленной доле;
  • соответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий;
  • наличие трудовых договоров, заключенных работодателями с каждым из привлеченных ими к трудовой деятельности иностранных работников и соответствие этих договоров требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • соответствие условий труда иностранных работников требованиям трудового законодательства Российской Федерации.

Между органом трудоустройства и гражданином правоотношения возникают на основании единственного юридического факта — обращения гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу.

этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактическим совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалификации), а при невозможности этого — выплатить пособие из Государственного фонда занятости.

В соответствии с действующим законодательством трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. В ст.

31 и 32 Закона «О занятости населения в РФ» устанавливаются сроки дня выплаты пособия по безработице. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

По истечении этого периода, а также с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекращается.

Довольно детальную регламентацию получили в настоящее время правоотношения между органом трудоустройства и организациями, нуждающимися в кадрах. При этом законодательство преследует цель максимально сократить текучесть кадров и до предела уменьшить время на подыскание подходящей для граждан работы.

Важнейшей правовой обязанностью работодателя является сообщение органам трудоустройства сведений о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе информации о наличии вакантных рабочих мест/должностей (п. 3 ст. 25 Закона о занятости).

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, призваны выполнять посреднические функции по отношению к работодателю.

Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Помимо этого, органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан (ст. 7.2 Закона о занятости).

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу, в одних случаях он рекомендует принять гражданина на работу, в других — порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор.

Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. За нарушение законодательства о труде предусмотрена административная ответственность. Так, в соответствии со ст. 5.

27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем.

Возникают данные правоотношения с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.

Акт направления на работу (профессиональное обучение) во многом предопределяет содержание правоотношений гражданина с работодателем в процессе трудоустройства. В нем отражается предписание (рекомендация) принять гражданина на работу и указывается, по какой профессии, специальности, квалификации.

Для гражданина и работодателя направление строго очерчивает объем прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношений по трудоустройству. Прекращение правоотношений по трудоустройству обычно связывается с заключением трудового либо ученического договора, т.е.

с возникновением трудовых либо ученических правоотношений.

Особенности трудоустройства молодежи связаны с установлением дополнительных гарантий реализации права на труд несовершеннолетних граждан, лиц, окончивших общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Трудовой кодекс РФ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и вступивший в силу 1 февраля 2002 г., существенно изменил редакцию статей, ранее регулирующих трудоустройство молодежи.

Эти изменения и дополнения касаются, в частности, установления 15-летнего возраста для приема на работу вместо 16-летнего (ч. 2 ст. 63 ТК РФ).

Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время и с согласия родителей, усыновителей или попечителей могут приниматься на работу граждане по достижении ими возраста 14 лет.

Глава 42 ТК РФ (ст.

265—272 ТК РФ) запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (работа в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров, заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателями.

Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с указанными выше договорами может быть обжалован ими в суд. За такой отказ работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством РФ.

Испытание при приеме на работу лиц, не достигших возраста 18 лет, а также лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по подученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения, не устанавливается (ст. 70 ТК РФ).

В ст. 69 ТК РФ указано, что лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования), которое осуществляется за счет средств работодателя. В соответствии со ст. 266 ТК РФ в дальнейшем такие работники подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру до достижения возраста 18 лет.

Определенные особенности у указанной категории работников имеются и по поводу материальной ответственности, так как они несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка (ч. 3 ст. 242 ТК РФ).

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Источник: https://isfic.info/gasan/mirak37.htm

Правовая организация трудоустройства

Особенности трудоустройства в россии

Законодательство РФ предусматривает не только обеспечение занятости, но и гарантию реализации права граждан на труд. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

В широком смысле трудоустройство – это не только работа по найму, а и самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательство и др.В узком смысле трудоустройство – это поиск и получение работы, которые осуществляются при содействии органов государства или негосударственных организаций на основе лицензирования.

Правовая организация трудоустройства включает в себя:

• определение круга трудоустраивающих органов, определение их компетенций и условий финансового обеспечения,

• обеспечение гарантий реализации права граждан на труд и установление порядка направления их на работу или переподготовку,

• регламентацию прав и обязанностей участников отношений по трудоустройству,

• установление особенностей трудоустройства для отдельных категорий граждан.В качестве специального органа трудоустройства выступает государственная служба занятости, включающая в себя федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные учреждения службы занятости населения.

Основные направления деятельности государственной службы занятости:

• разработка и реализация программ содействия занятости населения,

• информирование граждан о положении на рынке труда,

• содействие гражданам в поиске подходящей работы,

• осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно состоит из двух стадий.

Первая стадия трудоустройства начинается с обращения гражданина в службу занятости за содействием в получении подходящей работы.

На этой стадии трудоустраивающий орган регистрирует гражданина, оказывает ему содействие в получении подходящей работы или приобретении квалификации, а при невозможности этого – выплачивает ему пособие по безработице.

Первая стадия завершается выдачей заинтересованному гражданину специального направления на работу или профессиональное обучение.

Вторая стадия трудоустройства – заключение трудового или ученического договора с предприятием (учебным заведением), которое указано в направлении трудоустраивающего органа. Служба занятости выступает в качестве посредника, а направления на работу, выдаваемые ею, как правило, носят рекомендательный характер, поскольку работодатель сохраняет право на отбор необходимых ему работников.

Специальным мероприятием является квотирование рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Квота – это минимальное количество рабочих мест, которые работодатель обязан создать в своей организации для трудоустройства особо нуждающихся в социальной защите граждан (инвалидов, молодежи и т.д.).

Квота устанавливается органами государственной власти субъектов РФ с учетом ситуации на рынке труда в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников организации.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, военнослужащих, уволенных с военной службы, инвалидов идр.).

Законодатель установил дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости).

В частности, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др.

К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:

– молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;

– одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;

– инвалиды труда и войны;

– женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;

– лица предпенсионного возраста;

– лица, освобожденные из мест лишения свободы;

– беженцы;

– вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.

Конституционное право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду относится и к тем гражданам, которые по каким-либо причинам частично утратили трудоспособность и признаны компетентными органами ограниченно трудоспособными, то есть инвалидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:

а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы – ранее ВТЭК[109];

б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;

в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.

Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г.

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты[110] для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;

3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.

Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Такая обязанность по действующему законодательству возлагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости.

Данной категории граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом их профессионального опыта и личных пожеланий. В частности, это правило относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии.

Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства.

Такой же порядок распространяется и на подростков, условно осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, нестабильности экономики и конъюнктуры рынка и реорганизации предприятий определенное число работников становится лишним и «высвобождается» с этих предприятий[116]. Согласно статье 40.

1 КЗоТ РФ, этим работникам гарантируется: предоставление другой работы на том же предприятии (в организации, учреждении); предоставление работы на другом предприятии (в учреждении, организации) по прежней профессии, квалификации, специальности, а при ее отсутствии – другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей; предоставление возможности обучения новым профессиям (специальностям) с предоставлением соответствующей работы. Одной из существенных особенностей при «высвобождении» является то, что функции органа по трудоустройству возлагаются в первую очередь на самого работодателя.

Определенные гарантии трудоустройства предусмотрены для граждан, уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ.

Администрация предприятий (организаций, учреждений), с которых они были призваны на военную службу, а также местные органы власти обязаны в течение месяца предложить им работу с учетом профессии (специальности) и приобретенного в армии опыта.

Кроме того, за гражданами, уволенными из рядов Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья и возвращающимся на «свои» предприятия (организации, учреждения), в течение трех месяцев сохраняется место работы (должность).В соответствии со статьёй 13 п.

4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Имеется определенная специфика трудоустройства российских граждан за границей, что обусловлено особенностями их правового положения за пределами России. Надо сказать, что регулирование, в частности, трудовых отношений лиц, оказавшихся за границей, во многом зависит от их гражданства.

Находясь за границей, граждане Российской Федерации обязаны подчиняться законам государства, на территории которого они находятся. В то же время не прерывается их правовая связь со своим Отечеством: они должны учитывать действие и российских законов.

Таким образом, получается, что граждане России за границей находятся как бы под «двойной юрисдикцией». Профессиональной деятельностью заниматься в период пребывания за границей граждане России имеют право, как правило, в соответствии с международными соглашениями.

Однако право иностранцев, в том числе российских граждан за рубежом, на трудоустройство, разумеется, определяется законодательством каждой страны.

Только трудоустройство в рамках международно-правовых договоренностей дает соответствующие гарантии правовой защиты в трудовых отношениях работника-иностранца с работодателем страны пребывания. При этом надо иметь в виду, что в большинстве экономически развитых странах мира законодательство предусматривает меры защиты своего рынка труда от мигрантов.

Источник: https://studopedia.net/6_97040_pravovaya-organizatsiya-trudoustroystva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.