Медиаторами не могут быть лица

Кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие?

Медиаторами не могут быть лица

Вопрос о том, кто может быть медиатором не является второстепенным. И ответ на него особенно значим в условиях, когда законодательство формируется при зарождении вида деятельности, а практика еще не сформирована.

Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно задуматься о возможных сферах применения медиации, о ее потенциале как способа урегулирования и предупреждения споров все больше раскрывающемся в последние годы. Также немаловажно определить роль медиатора.

Что должен уметь делать медиатор?

Роль медиатора

Модель медиации, на которую ориентируется действующий Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

№ 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, предполагает, что роль медиатора – это роль организатора процесса, ведущего процедуру медиации, с предельным вниманием относясь к потребностям участников конфликта в отношении процесса, остающегося на протяжении всей процедуры их равноудаленным и равноприближенным помощником в ходе выработки договоренностей по существу спора. В России за основу взята содействующая модель медиации, но с возможностью так называемого “предложения медиатора” полностью оставленной на усмотрение сторон. Такой подход предполагает, что ключевой задачей медиатора является обеспечение сторонам помощи в понимании их реальных потребностей и интересов, налаживании диалога. Медиатор содействует сторонам спора в поиске такого выхода из конфликта, который приемлем для них в равной степени, с которым они согласятся, выполнят добровольно, и с последствиями которого смогут качественно жить. Медиатор должен уметь помочь сторонам спора в восстановлении способности конструктивно общаться между собой, обеспечить условия для формирования общего (разделенного/разделяемого) понимания проблемы (то есть медиатор не заставляет стороны соглашаться друг с другом, но помогает им понять точку зрения, интересы и потребности другого), содействовать сторонам в поиске (выработке и оценке) решения, которое должно быть их собственным, реалистичным, жизнеспособным решением.

Чтобы выполнить эту задачу медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Стороны должны доверять медиатору и полагаться на его профессионализм.

Медиатор опирается на принципы медиации и старается неуклонно следовать этим принципам и требованиям профессиональной этики. Только таким образом, возможно, достичь успеха в медиации.
Одним из самых сложных может оказаться соблюдение нейтральности и беспристрастности.

Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Такое отношение к процессу разрешения спора не является чаще всего привычным для его участников.

Ведь большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой (ими) стороной (ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону.

Одновременно, неизбежно постоянно возникает опасность восприятия его сторонами пристрастным или сочувствующим больше одной из сторон.

Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество.

Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон (а противостояние есть естественная составляющая конфликта с которой сторонам, даже при самых мирных намерениях, приходится совладать в собственных же интересах).

Одна из основополагающих идей медиации – наделение сторон силой и ответственностью за принятие решений по их собственному конфликту. Поэтому, медиатор, каким бы ни было его первоначальное образование – юрист, учитель, психолог, врач, инженер и т.д.

, находясь в этой роли, главное, чтобы он был медиатором – профессионалом, опирающимся, на свой опыт. Один из сложных навыков медиатора – это умение не позволять его знаниям, опыту, суждениям в той или иной сфере оказывать влияние на его поведение, высказывания, чтобы не нанести ущерб процессу разрешения спора собственниками, которого являются сами стороны.

Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с непогрешимой репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон.

В странах, где развитие медиации, в большей степени, происходит “снизу” и, уже, на основе сложившейся практики формируется правовая база, во-первых, гораздо ниже риски ограничения доступа к медиативной деятельности на основании принадлежности к той или иной профессии, во-вторых, как показывает практика, в медиацию приходят представители самых разных профессий и, наконец, в-третьих, успешными, востребованными медиаторами также становятся, люди самых разных профессий – юристы, психологи, социологи, политологи, врачи, учителя, инженеры, менеджеры и т.д. Главное, чтобы тот, кто называет себя медиатором, действительно владел навыками этой деятельности на профессиональном уровне.

Теперь можно вернуться к вопросу: Кто же может быть медиатором в России?

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, создавая условия для распространения медиации, позволяет заниматься медиацией на непрофессиональной и профессиональной основе.

Статьей 15 этого закона установлены общие требования к медиатору, который может действовать на непрофессиональной основе – достижение совершеннолетия, отсутствие судимости и пр.

В соответствии с той же статьей для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе необходимо достижение возраста 25 лет, высшее профессиональное образование (медиаторами могут быть представители неограниченного круга профессий) и обучение по специальной программе подготовки медиаторов1 .

Часто задают вопрос, а зачем такое деление? Например, человек обучился медиации, но не занимается этой деятельностью на постоянной основе, не имеет намерений строить карьеру в сфере медиации, не вступает в организацию медиаторов, то есть он занимается медиативной деятельностью на непрофессиональной основе.

Или, ученик в школе в рамках проекта “школьная медиация” обучился медиации, и время от времени принимает участие в процедурах медиации, или учитель обучился “школьной медиации” и урегулирует споры в образовательном учреждении – все это деятельность медиатора на непрофессиональной основе2 .

В соответствии с законом, единственное ограничение, которое применяется, к так называемым непрофессиональным медиаторам – споры, которые разрешаются с помощью медиации после обращения сторон в суд, могут урегулироваться лишь с участием медиатора ведущего деятельность на профессиональной основе.

В связи с этим, сторонам, обращающимся к процедуре медиации до суда, нужно тщательнее выбирать медиатора. Если медиатор не прошел соответствующую подготовку, он может вместо помощи создать дополнительные трудности сторонам. Поэтому, конечно для разрешения серьезных споров желательно прибегать к помощи профессиональных медиаторов. Более того, медиаторы, всерьез занимающиеся медиативной деятельностью, стараются вступать в сообщества, быть аффилированными с провайдерами медиативных услуг и/или организациями, объединяющими медиаторов, уделяют большое внимание повышению квалификации, своему профессиональному росту.

Медиация – это не предпринимательская деятельность и ее можно осуществлять наряду с иной деятельностью, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

Сначала остановимся на прямо прописанных ограничениях: “Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами”.

В связи, с чем существует подобное ограничение? Здесь одновременно можно указать на ряд факторов: медиация – это независимый институт гражданского общества. Совмещение государственными и муниципальными служащими своей работы с медиативной деятельностью в таком контексте невозможно.

Они являются представителями власти, выразителями интересов государства, имеют определенные ограничения в связи с таким статусом и не могут выступать в роли независимых медиаторов в спорах связанных с гражданскими правоотношениями. Возможность коррупции, конфликта интересов ставят под вопрос независимость и беспристрастность служащих-медиаторов.

Вместе с тем, необходимо отметить сколь значимым является владение медиативными навыками для государственных служащих самых разных уровней и направлений деятельности.

Владение навыками медиации позволяет им повысить конфликтную и, как следствие, профессиональную компетентность в целом. Качество работы государственных служащих напрямую влияет на качество жизни граждан и на доверие общества к власти в целом.

Поэтому очень важно понимать, что российским государственным служащим медиативный подход3 необходим в качестве инструментария в повседневной деятельности.

Медиация действительно является сферой деятельности доступной представителям самых разных профессий. Вместе с тем юристы, психологи, менеджеры становятся медиаторами чаще. Среди представителей юридических профессий судьи, адвокаты, нотариусы в силу существования законодательно закрепленного статуса имеют ряд ограничений.

Например, после принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” встал вопрос о возможности судей в отставке заниматься медиативной практикой.

Действующее законодательство не позволяет действующим судьям и судьям в отставке быть медиаторами4 . Во многих странах судьи, вышедшие на заслуженный отдых, играют значительную роль в оказании медиативных услуг и развитии медиации.

Но занимаются они этой деятельностью на общих основаниях, то есть следуя всем требованиям, которые предъявляются медиаторам в целом и обязательно при условии прохождения обучения медиации.

Судьи в отставке, безусловно, имеют значительные предпосылки для занятия деятельностью в области урегулирования споров и консультирования сторон, особенно в части правовой оценки спора и возможного исхода судебного разбирательства.

Однако сложность состоит в том, что для занятия медиативной деятельностью необходимо выйти из парадигмы состязательного процесса и переориентироваться на сотрудничающий процесс. В процедуре медиации не допускается консультирование сторон и оценка ситуации медиатором.

С другой стороны, если говорить об альтернативных способах урегулирования споров, потенциал судей и судей в отставке может быть использован в компетентном направлении сторон на медиацию и/или содействии их примирению. Кроме того, уже действующее законодательство предписывает судье содействовать примирению сторон. Для осуществления этих функций, а значит, выполнения возложенной миссии судьям необходимо обучаться медиативному подходу.

Что касается занятия медиативной деятельностью адвокатами, то на этот счет до последнего времени не было однозначного ответа, так как действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” ничего не говорит о медиации.

Вместе с тем 22 апреля 2013 года в Москве, в Центральном доме ученых, состоялся VI Всероссийский съезд адвокатов, где были утверждены изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката: адвокату разрешено за деньги заниматься урегулированием споров, в том числе в качестве медиатора или третейского судьи.

Таким образом, если говорить о буквальном толковании закона об адвокатуре, сегодня нет однозначного мнения о возможности совмещения статуса адвоката с медиативной деятельностью – это вопрос перенесен в сферу профессиональной адвокатской этики. Возможно, в будущем возникнет необходимость во внесении изменений в этот закон.

Итак, сегодня в России профессиональным медиатором может стать любой дееспособный человек, достигший возраста 25лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Медиатор должен следовать Кодексу профессиональной этики, который был разработан Некоммерческим партнерством “Национальная организация медиаторов” и утвержден 28 апреля 2012 года.

_____________________________________

1 На основании статьи 16 Закона о медиации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 “О программе подготовки медиаторов”, в соответствии с которым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года была утверждена Программа подготовки медиаторов.

2 Метод “школьная медиация” разработан АНО “Центр медиации и права”.

3 Медиативный подход разработан АНО “Центр медиации и права”.

4 Информация Совета судей РФ от 23 августа 2012 года “Обобщение вопросов и ответов”, вопрос 6.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/shamlikashvili/509288/

Вопрос №16. Требования, предъявляемые к медиатору

Медиаторами не могут быть лица

Посредник, так же, как и стороны, играет ключевую роль в примирительной процедуре. Именно от него зависит благополучное и скорое разрешение конфликта, поэтому цель медиатора – привести стороны к соглашению, так как сам он не принимает решения за своих клиентов, а только помогает им совместно прийти к нему.

В соответствии с Законом о медиации медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами с целью урегулирования их конфликта (ст. 2). Закон оговаривает, что свою деятельность медиатор может осуществлять как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Основное различие в этом состоит в требованиях, которым должен соответствовать посредник.

Если лицо осуществляет медиативную деятельность на непрофессиональной основе, тогда оно должно достигнуть 18-летнего возраста, быть полностью дееспособным и не иметь судимости.

Если лицо осуществляет посреднические услуги на профессиональной основе, тогда к нему предъявляются дополнительные более серьезные требования:

1) достижение 25-летнего возраста;

2) наличие высшего профессионального образования;

3) прохождение курса обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной Правительством РФ;

4) быть членом саморегулируемой организации медиаторов.

Часть 5 ст. 15 ФЗ предусматривает, что медиаторами не вправе быть лица, замещающие государственные должности РФ, субъектов РФ, должности государственной гражданской и муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Независимо от того, на какой основе осуществляет посреднические услуги медиатор, он должен также соответствовать ряду профессиональных требований, благодаря которым его деятельность является максимально эффективной, в частности:

1) быть компетентным – посредник должен быть хорошо осведомлен о процедуре медиации, тем более, если он осуществляет эту деятельность на профессиональной основе. Это подразумевает надлежащее его обучение, непрерывное обновление знаний и практики медиации;

2) быть независимым – он не должен состоять в личных или деловых отношениях с одной из конфликтующих сторон, а также не иметь финансового интереса по результатам урегулирования спора;

3) обладать психологической устойчивостью – медиатор должен задавать тон сотрудничества и вежливости, ему необходимо завоевать доверие и уважение сторон.

Для того чтобы процесс примирения увенчался положительным результатом, надо уметь находить выходы из различных тупиковых ситуаций, поэтому медиатор должен обладать необходимыми качествами для создания новых психологических установок у участников конфликта с тем, чтобы достичь конечной цели переговоров.

Закон о медиации не содержит каких-либо ограничений в заданном направлении, устанавливая лишь, как отмечалось выше, возрастной ценз и квалификационные критерии, к которым относятся наличие высшего профессионального образования и прохождение курса обучения по специальной программе подготовки медиаторов (ч. 1 ст. 16).

При этом Закон ориентирован на проведение медиации по юридическим спорам (ч. 2 ст.

1), что, в свою очередь, диктует необходимость получения сторонами квалифицированной юридической помощи в целях разработки действительного (законного) и исполнимого соглашения, а также правильной формулировки и надлежащего закрепления достигнутых договоренностей.

Именно в свете данного обстоятельства как теоретический, так и практический интерес представляет осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе адвокатом, нотариусом, юрисконсультом и др.

Безусловно, участие юристов и включение закона в процесс медиации в некоторых случаях увеличивает шансы на успех.

Считается, что, имея юридическое образование, посредник сможет разобраться во всех хитросплетениях взаимоотношений сторон, что позволит ему наиболее точно установить их интересы.

Таким образом, преимущества выбора в качестве медиатора представителя юридической профессии заключаются в следующем:

1) он обладает навыками «процедурной» игры;

2) может предвидеть юридические последствия заключенного соглашения.

Считается, что в среде юристов медиативной деятельностью могут заниматься адвокаты, нотариусы, бывшие судьи.

Согласно принятому Всероссийским съездом адвокатов в 2003 г. Кодексу профессиональной этики адвоката, предупреждение судебных споров является основной частью оказываемой адвокатом юридической помощи, поэтому адвокат должен заботиться об устранении всего, что препятствует мировому соглашению (внесудебного разрешения спора).

Согласно ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Это означает, что ему по сути своей профессии близка роль лица, консультирующего других лиц.

Адвокат как независимый юридический советник может не только способствовать к приходу соглашения, но и юридически грамотно его оформить. В отличие от других представителей юридической профессии (судьи, прокурора) адвокату не свойственен обвинительный уклон, он психологически приучен искать и находить положительные аспекты в своем клиенте.

Однако в случае участия адвоката в качестве медиатора должны соблюдаться главные условия – медиатором не может быть адвокат, который ранее защищал интересы одного из участников конфликта; ему необходимо быть абсолютно беспристрастным (так как у него профессиональная предрасположенность о взятии какой-либо стороны под свою защиту), поэтому адвокат-медиатор должен уметь перейти от позиции защитника в соревновательном процессе к оказанию поддержки в рамках сотрудничества.

Бывший судья – хороший медиатор, но ему нужно перестать быть судьей. Раньше он выносил решение, он играл главную роль, а здесь он не имеет права принимать такое решение, он лишь помогает сторонам прийти к нему совместными усилиями.

В России вопрос о возможности бывшего судьи быть медиатором пока остается открытым, так как судья в отставке имеет такой же статус, как и судья действующий. Значит, на него распространяются запреты, установленные для судьи. Поэтому именно законодатель должен ответить на вопрос: можно или нельзя?

В литературе высказываются предположения об использовании института нотариата для проведения медиации. Если проанализировать основы нотариальной деятельности, то можно увидеть все присущие медиации черты в работе нотариуса.

Прежде всего, его беспристрастность Нотариус в отличие от представителей других юридических профессий не может «работать» только на одну сторону, поскольку обязан учитывать интересы всех лиц, вовлеченных в совершение конкретного нотариального действия.

В российском законодательстве, регулирующем деятельность нотариата, отсутствуют какие-либо специальные указания на возможность нотариусов участвовать в проведении медиации, но это не означает, что такое невозможно.

Тем более, что потенциал медиации в сфере гражданского оборота непредпринимательского характера уже используется в нотариальной деятельности, когда нотариус, например, при удостоверении брачного договора, соглашения о разделе совместно нажитого имущества, о разделе наследственного имущества занимается сближением и примирением позиций сторон, так как перед обращением к нотариусу к будущих участников этих соглашений имеются разногласия, связанные с непониманием их прав и обязанностей.

Источник: https://studopedia.ru/20_13312_vopros--trebovaniya-pred-yavlyaemie-k-mediatoru.html

Правовой статус медиатора

Медиаторами не могут быть лица

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Контрольнаяработа

по курсу «Урегулированиеспоровсучастиемпосредника»

на тему «Правовойстатусмедиатора»

Выполнила:

студентка 2 курса ЮЗ-2У(2)

Проверила:

канд. юрид. наук, доцент

Домодедово, 2013 г.

Введение

1. Определение понятия «медиатор»

2. Правовой статус медиатора

3. Юридическое оформление действий медиации

Заключение

Список литературы

Введение

В 2005 году в Российской Федерации была организована Первая международная конференция, посвященная институту медиации, которая стала отправной точкой новейшей истории медиации в России.

Это получило законодательное закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2010 г.

№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1] (далее – Закон о медиации).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о медиации, данная процедура представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

В России, для оказания квалифицированной помощи, лицам, желающим заниматься медиацией профессионально необходимо пройти специальный курс обучения. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов», 5 марта утверждена и опубликована Программа подготовки медиаторов (ППМ).

Это дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки. Программа разрабатывалась и утверждалась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.

2010 N 969 “О программе подготовки медиаторов”, Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ, что является признанием социальной значимости этого правового инструмента.

1. Определение понятия «медиатор»

Термин «медиатор» является буквальным воспроизведением английского «mediator», означающего «посредник, примиритель»[1].

В гражданском праве под термином «посредник» понимается лицо, которое, действуя от собственного имени, но в интересах и за счет другого лица (клиента), по поручению последнего совершает двусторонние сделки или содействует клиенту в их совершении, за что получает вознаграждение[2].

Медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Говоря о том, представители каких специальностей и сфер деятельности составят категорию профессиональных российских медиаторов отметим, что закон о медиации не содержит каких-либо ограничений в заданном направлении, устанавливая лишь возрастной ценз в 25 лет и квалификационные критерии, к которым относятся наличие высшего профессионального образования и прохождение курса обучения по специальной программе подготовки медиаторов (ч. 1 ст. 16). При этом Закон ориентирован на проведение медиации по юридическим спорам (ч. 2 ст. 1), что, в свою очередь, диктует необходимость получения сторонами квалифицированной юридической помощи в целях разработки действительного (законного) и исполнимого соглашения, а также правильной формулировки и надлежащего закрепления достигнутых договоренностей[3].

1.Носырева Е.И., Стернин И.А. “Посредничество” или “медиация”: к вопросу о терминологии // Третейский суд. 2007. N 1. (стр. 10).

2. Егоров А.В. Понятие посредничества в гражданском праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002. (стр. 11).

3.Понасюк А.М. Выполнение адвокатом роли медиатора как особый вид адвокатской деятельности // Адвокат. 2010. N 9. С. 24 – 29.

Правовой статус медиатора заключается в четком определении существенных и несущественных условий соглашения о медиации, согласно Закону N 193-ФЗ.

Цель медиации: Выработка взаимоприемлемого решения, удовлетворяющего стороны, при котором выигрывают все, кто вовлечен в спор.

Использование процедуры медиации даст сторонам конфликта реальную возможность избежать изнурительного сбора документов, бессмысленных потерь времени и денег, нежелательной огласки в обществе. И в тоже время позволит сохранить нормальные человеческие, деловые или партнерские отношения, репутацию и уважение в своей среде.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

2. Правовой статус медиатора

Правовой статус медиатора закреплен в законе N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации).

Медиация имеет определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры.

Так же правовой статус медиатора заключается в следующих моментах: 1)необходимостью скорейшего урегулирования спора (ст. 11 Закона N 193-ФЗ); 2)при осуществлении процедуры медиации должна соблюдаться конфиденциальность (ст.

5 Закона N 193-ФЗ), однако целесообразно прописать в соглашении, какие конкретно сведения являются конфиденциальными; 3) определением срока медиации, поскольку на основании законодательства медиатор и стороны должны принимать все меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена не более чем за 60 дней (ст. 13 Закона N 193-ФЗ).

3. Юридическое оформление действий медиации

Вся процедура медиации опосредуется тремя соглашениями:

– соглашение о применении процедуры медиации – Согласно п.5 ст.

2 Закона о медиации – «соглашение о применении процедуры медиации – соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением».

– соглашение о проведении процедуры медиации – Согласно п.6 ст. 2 Закона о медиации – «соглашение о проведении процедуры медиации – соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами».

Таким образом, это соглашение является отправной точкой процедуры медиации. В силу п.4 ст. 7 Закона о медиации «Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации».

Поэтому именно с момента заключения соглашения о проведении процедуры медиации приостанавливается течение срока исковой давности по спорным требованиям.

Существенными условиями соглашения являются следующие (ст. 8 Закона N 193-ФЗ):

1) о предмете спора;

2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) о порядке проведения процедуры медиации;

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения процедуры медиации.

– медиативное соглашение – Согласно п.7 ст 2 Закона о медиации – «медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме».

Медиативное соглашение должно быть заключено в письменной форме и в нем должны содержаться сведения о

– сторонах, – предмете спора, – проведенной процедуре медиации,

– медиаторе, – согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения.

Таким образом, если по итогам медиации стороны не пришли к согласию ни по одному из спорных моментов, то стороны заключают не медиативное соглашение, а соглашение о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям.

В силу ст. 14 Закона о медиации заключение медиативного соглашения является основанием для прекращения процедуры медиации.

Сферы применения медиации:

– межкорпоративные споры; внутрикорпоративные споры; нарушения прав трудящихся; сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон; споры в банковской сфере; споры в сфере страхования; споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью; межкультурные конфликты; нарушение прав потребителей; право наследования; раздел имущества; семейные споры; спор по поводу общения с детьми после развода; конфликты в сфере образования.

Медиатор (посредник) осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон.

Требования, предъявляемые к медиаторам:

– Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

– Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.

– Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок подготовки профессиональных медиаторов регламентирует Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. N 969 “О программе подготовки медиаторов” . В соответствии с указанным Постановлением по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации выпущен Приказ Минобрнауки РФ от 14 Февраля 2011 г. N 187 “Об утверждении программы подготовки медиаторов” .

– Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

– Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

– Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

– Медиатор несет ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Заключение

медиатор гражданский право

Правовое закрепление процедура медиации получила благодаря Федеральному закону от 27.07.2010 N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, который вступил в силу с 1 января 2011 года.

Медиатором может являться как лицо, состоящее в специально созданной компании, так и лицо, которое пользуется авторитетом, уважением, доверием обеих сторон. Медиатором, как правило, является только физическое лицо. Нейтральное третье лицо не является ни судьей, ни арбитром и не принимает решений.

Такой человек, заслуживший доверие обеих сторон, беседует с каждой из них и в итоге получает больше информации о деле, чем имеют стороны по отдельности. Это позволяет медиатору предложить пути решения проблемы, которых не видят сами спорящие.

Обычно подобный путь отвечает целям обеих сторон, а иногда учитываются и личные интересы непосредственных участников переговорного процесса.

Использовать медиацию не всегда разумно или возможно, более того, нельзя сказать, что медиация во всех без исключения случаях способствует достижению согласия. Медиация имеет свои ограничения, ее результаты могут быть самыми различными.

Зачастую сторонам приходится участвовать в судебном процессе вместо медиации или одновременно с ней. Многие суды сегодня работают в направлении урегулирования конфликтов, а не просто вынесения судебного решения.

Тем не менее, участники конфликта, которые рискуют погрязнуть в длительных и напряженных официальных разбирательствах, имеют право знать о различиях между судебным процессом и медиацией, так как это позволит им осознанно выбрать способ урегулирования конфликта, понимая, что судебное разбирательство сопряжено со значительными финансовыми и эмоциональными затратами.

Для российской правовой системы принятие закона о медиации является значительной вехой, которая свидетельствует о том, что государство действительно способствует развитию институтов гражданского общества и формированию основ правового государства.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы», процедура медиации введена с целью снижения нагрузки на судей и повышения качества осуществления правосудия.

Используемая литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Источник: https://helpstat.ru/pravovoj-status-mediatora/

Медиация и её применение в сферах жкх и управления домами

Медиаторами не могут быть лица

1. Что такое процедура медиации?

Это альтернативная (внесудебная) процедура урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора.

2. Какими нормативными документами регулируются вопросы проведение процедуры медиации?

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 №193-ФЗ.

Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

3. Основные отличия медиации от суда?

вместо вынесения судебного решения происходит выработка решения на основе сотрудничества сторон, предполагающего прекращение конфликта путем его урегулирования;

– право не применяется, а используется;

– стратегия в духе «выигрыш – выигрыш», т.е. нет проигравшей стороны;

-процесс неофициальный, конфиденциальный, основан на автономностиучастников, нацелен на создание взаимоприемлемого будущего и др.

4. Чем медиация отличается от третейского суда?

В отличие от третейского суда, медиаторы не выносят решение, они обеспечивают заключение сторонами медиативного соглашения для исчерпания спора.

5. В каких спорах в сфере управления многоквартирными домами применима медиация?

– Споры между жителями и их объединениями (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с одной стороны и ГБУ ИС районов и округов, ДЕЗами, Управами и префектурами АО, с другой стороны.

– Споры между жителями и их объединениями (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с одной стороны и управляющими компаниями, ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями, с другой стороны.

– Споры между жителями и их объединениями (ТСЖ, ЖК, ЖСК) одного дома (внутридомовые конфликты).

6. По каким вопросам (предметам споров) применима медиация в данной сфере?

– выбор (изменение) способа управления многоквартирным домом (далее по тексту – МКД);

– передача технической и иной документации на дом, заключение договоров с поставщиками воды, тепла, электричества и т.п., осуществление функций начисления и формирования платежек за ЖКУ и др. при реализация выбранного способа управления МКД;

– заключение договоров управления МКД;

– оформление, использование, отчуждение общего имущества собственников помещений в МКД;

– размер платежей за жилищно-коммунальные услуги и иные работы, тарифы, сметная документация, за работы и коммунальные ресурсы, поставка ресурсов, оплата полученных ресурсов, приемка работ, ресурсов и др.

7. Когда (на какой стадии спора) может применяться процедура медиации?

Процедура медиации может применяться как до суда, так и во время судебного процесса. В последнем случае судебное разбирательство приостанавливается до окончания процедуры медиации.

8. Какой документ оформляется по результатам медиации? Как обеспечивается его исполнение?

В случае если стороны пришли к соглашению, оформляется медиативное соглашение.

Медиативное соглашение, заключенное после передачи спора на рассмотрение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения.

Медиативное соглашение, заключенное без передачи спора на рассмотрение суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется в общем порядке (судебное принуждение).

9. Что делать, если после проведения медиации не удалось заключить медиативное соглашение?

По итогам проведения процедуры медиации можно составлять акт, содержащий, в том числе, выводы, к которым пришли медиаторы в результате проведенных мероприятий. Данный документ может быть использован в дальнейшем в суде.

10. Какой срок проведения процедуры медиации?

Допустимый срок проведения процедуры медиации – 60 дней, в исключительных случаях он может быть продлен, но не должен превышать 180 дней.

11. Требования, предъявляемые к медиаторам?

Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов.

Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Источник: https://matushkino.mos.ru/presscenter/news/detail/775903.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.