Контракт с обязанным лицом

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Контракт с обязанным лицом

НПА

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет)

Согласно Декрету обязанными лицами являются родители, которые обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае:

отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

лишения их родительских прав;

нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

В соответствии с пунктом 9 Декрета обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, а прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Министерством здравоохранения.

Работающее на день помещения ребенка на государственное обеспечение обязанное лицо возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение.

Обязанными лицами являются как работающие и добровольно возмещающие расходы по содержанию детей, так и неработающие. При этом неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству по судебному постановлению о трудоустройстве (пункт 13 Декрета).

Таким образом, в организации могут работать обязанные лица, трудоустроенные самостоятельно, и обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве.

Заключение трудового договора с обязанным лицом. Установление предварительного испытания.

Декретом установлены особенности регулирования трудовых отношений с обязанными лицами, в том числе в части продолжительности трудового отпуска и увольнения.

В частности, обязанное лицо не может быть уволено в связи с истечением срока действия срочного трудового договора (пункт 2 части второй статьи 35 Трудового кодекса).

Наличие контракта изначально подразумевает обязательное установление дополнительной меры стимулирования труда в виде дополнительного поощрительного отпуска до пяти календарных дней с сохранением среднего заработка, а также возможность прекращения трудовых отношений по истечению срока действия контракта.

Таким образом, заключение с обязанным лицом контракта противоречит установленным требованиям Декрета по прекращению трудовых отношений с такой категорией работников.

Аналогичная ситуация возникает и при установлении предварительного испытания при приеме на работу и праве работника расторгнуть трудовой договор (контракт) с предварительным испытанием.

Целью установления предварительного испытания является проверка соответствия работника поручаемой ему работе. Однако трудовой договор (контракт) с обязанным лицом с условием предварительного испытания не может быть прекращен с учетом требований, установленных частью тринадцатой пункта 14 Декрета.

Согласно части первой статьи 29 Трудового кодекса каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием:

1) до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;

2) в день истечения срока предварительного испытания.

С учетом изложенного при трудоустройстве обязанных лиц по судебному постановлению целесообразно заключать трудовой договор на неопределенный срок. Установление предварительного испытания для указанной категории также является неприемлемым.

Распространение иных норм законодательства на обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению

Согласно пункту 14 Декрета на работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве в соответствии с частью второй пункта 13 Декрета, распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих).

Право на отпуска обязанных лиц и работников, возмещающих расходы на содержание детей

Согласно пункту 14 Декрета обязанные лица, трудоустроенные по постановлению суда, имеют право на трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.

Таким образом, обязанным лицам не могут быть установлены дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством о труде или коллективным договором.

На лиц, которые трудоустроены самостоятельно, но обязаны возмещать расходы по содержанию детей, ограничения по продолжительности трудового отпуска не распространяются. Таким работникам трудовой отпуск предоставляется в общем порядке, установленном законодательством о труде.

На основании норм Декрета ограничение по продолжительности трудового отпуска, а также по увольнению работника, являющегося обязанным лицом, действует до вынесения определения о прекращении исполнительного производства либо в случае полного погашения расходов по содержанию детей.

Следовательно, работник, в отношении которого принято постановление суда об окончании исполнительного производства, не является обязанным лицом, и будет иметь право на трудовой отпуск, предусмотренный законодательством о труде и коллективным договором.

Таким образом, если в течение рабочего года у работника изменяется продолжительность трудового отпуска в связи со снятием статуса обязанного лица, то продолжительность трудового отпуска следует рассчитывать пропорционально отработанному времени в соответствии со статьей 177 Трудового кодекса относительно даты, когда с работника сняли обязанности по возмещению расходов по содержанию детей.

Частью первой статьи 174 Трудового кодекса предусмотрено разделение трудового отпуска на части. Так, согласно указанной статье по договоренности между работником и нанимателем трудовой отпуск может быть разделен на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. При этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней.

С учетом установленной Декретом продолжительности трудового отпуска обязанному лицу 7 календарных дней разделение такой категории работников трудового отпуска с соблюдением требования части первой статьи 174 Трудового кодекса не представляется возможным.

Увольнение обязанных лиц

В отношении всех обязанных лиц (как трудоустроенных по судебному постановлению, так и самостоятельно) частью тринадцатой пункта 14 Декрета установлено ограничение на увольнение.

Так, обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 статьи 42, пунктах 1, 2, 5, 6 статьи 44 и пунктах 2, 4 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс). В случае, если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя (часть пятнадцатая пункта 14 Декрета).

В случае если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя (часть пятнадцатая пункта 14 Декрета).

Таким образом, перечень оснований, по которым может быть уволено обязанное лицо, является исчерпывающим, и работник, являющийся обязанным лицом, не может быть уволен по иным основаниям, в том числе по желанию работника либо по требованию в связи с выходом на пенсию.

28 января 2020 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» (далее – Закон), которым внесены изменения в Трудовой кодекс, в том числе в статьи 42, 44 и 47.

С вступлением в силу Закона нормы Декрета в настоящее время не приведены в соответствие. Вместе с тем, основания увольнения, перечисленные в части тринадцатой пункта 14 Декрета, не изменились и сохранились, в частности, в статье 42 Трудового кодекса в других структурных элементах нормы.

Так, пункт 2 статьи 42 Трудового кодекса в редакции, действовавшей до 28 января 2020 г., предусматривал основание увольнения по инициативе нанимателя за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению данной работы, которое в действующей редакции Трудового кодекса предусмотрено в пункте 3 статьи 42.

Пункт 8 статьи 42 Трудового кодекса в редакции, действовавшей до 28 января 2020 г.

, предусматривал основание увольнения по инициативе нанимателя за совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. Указанное основание увольнения в Трудовом кодексе в редакции от 28 января 2020 г. закреплено в абзаце четвертом пункта 7 статьи 42.

Другие основания увольнения, предусмотренные частью тринадцатой пункта 14 Декрета (пункты 1, 2, 5, 6 статьи 44 и пункты 2, 4 статьи 47 Трудового кодекса), остались без изменений.

Учитывая изложенное, до приведения Декрета в соответствие с Трудовым кодексом при реализации ограничений, предусмотренных частью тринадцатой пункта 14 Декрета, вместо пунктов 2 и 8 статьи 42 Трудового кодекса следует применять соответственно пункт 3 и абзац четвертый пункта 7 статьи 42 Трудового кодекса.

Обращаем внимание, что с учетом позиции, высказанной Верховным Судом Республики Беларусь, датой увольнения при прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с вступлением в законную силу приговора суда, которым работник, в том числе являющийся обязанным лицом, осужден к наказанию, исключающему продолжение работы (пункт 5 статьи 44 Трудового кодекса), будет являться дата вступления приговора суда с законную силу независимо от того, что этому предшествовали прогул, заключение работника под стражу либо домашний арест.

С практическими вопросам о трудовых отношениях с обязанными лицами и ответами на них можно ознакомиться здесь

Источник: http://mintrud.gov.by/ru/trud_otnoshenia_s_obiazannimi_litsami

Ответ недели: контракт с физическим лицом

Контракт с обязанным лицом

Согласно ст.34 п.13 пп 2 В контракт включаются обязательные условия:

— об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Вопрос:

1) Это подпадает только под конкурентные способы договоры с физ. Лицом ?

2) Можно ли и по договорам ГПХ включать это условие?

3) что подразумевается под «иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.» Страховые взносы?

4) если договор ГПХ , кто платит Страховые взносы?

Сообщаю Вам следующее:

Закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы. С точки зрения Закона N 44-ФЗ (п. 8.1 ч. 1 ст. 3) любой гражданско-правовой договор, заключаемый в соответствии с его нормами, является контрактом.

При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом.

Заказчики по таким  договорам (контрактам) обязаны удержать у физического лица и перечислить в бюджет НДФЛ, а также уплатить страховые взносы на ОМС, ОПС.

Физические лица при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ  могут выступать как в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, участником конкурса, аукциона, запроса котировок и т.д.), так и в роли единственных подрядчиков или исполнителей.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Одним из принципов осуществления закупок в рамках обоих Законов является отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки .

Следовательно, изначальный запрет для физических лиц без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с таким лицом только из-за того, что это не юридическое лицо и не ИП, может являться нарушением данного принципа.

При этом физические лица без статуса ИП могут выступать как в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, участником конкурса, аукциона, запроса котировок и т.д.), так и в роли единственных подрядчиков или исполнителей.

Статья 8 Закона N 44-ФЗ и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Вместе с тем существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обоснованно.

В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров, где в соответствии с гражданским законодательством поставщиком может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность .

Следовательно, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований стать поставщиком товаров по договору поставки товаров.

Помимо этого, в отношении отдельных видов деятельности также могут существовать законодательные нормы, которые запрещают физическим лицам без статуса ИП осуществлять ту или иную конкретную деятельность. Например, специалисты, занимающиеся кадастровой деятельностью (кадастровые инженеры), вправе осуществлять эту деятельность только либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом .

———————————

Статьи 506 и 492 ГК РФ.

Часть 1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Необходимо отметить, что в Законе N 44-ФЗ, в отличие от Закона N 223-ФЗ, правоспособность физических лиц без статуса ИП к участию в закупках выражена более отчетливо.

В Законе N 44-ФЗ говорится об особых условиях заключения контракта (договора) с таким лицом в части налоговых особенностей (см. ниже).

В перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) фигурируют отдельные случаи заключения контракта именно с такими лицами (например, на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода/гида) .

Пункт 4 ст. 3, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

На практике физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении закупок у единственного подрядчика или исполнителя, а участие таких лиц в закупках, осуществляемых конкурентными способами, и тем более победа в них — гораздо более редкое явление.

Статья: Участие физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя в закупках по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ (Чагин К.Г.) («Прогосзаказ.рф», 2017, N 10) {КонсультантПлюс}

Особенности расчетов с физлицом по контракту, заключенному в рамках Закона N 44-ФЗ

При расчетах по контракту учитывайте, что во всех контрактах, как с физическими, так и с юридическими лицами, должно содержаться условие об уменьшении суммы оплаты на размер выплачиваемых заказчиком налогов, сборов и иных обязательных платежей (п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Однако срабатывает это условие в основном в контрактах, заключенных с физическими лицами, поскольку в большинстве случаев заказчики по таким контрактам обязаны удержать у физического лица и перечислить в бюджет НДФЛ, а также уплатить страховые взносы на ОМС, ОПС и, если это предусмотрено контрактом, взносы от несчастных случаев на производстве (п. 4 ст. 226, п. 1 ст. 419 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ). Это касается контрактов, заключенных с физлицами на выполнение работ, оказание услуг и на создание произведения литературы или искусства (договор авторского заказа).

Специальные правила действуют для следующих контрактов с физлицами:

  • контрактов на покупку имущества у собственника — физического лица. Выплаты по ним не облагаются страховыми взносами, а расчет и уплату НДФЛ продавец осуществляет самостоятельно (пп. 2 п. 1 ст. 228, п. 4 ст. 420 НК РФ);
  • контрактов на аренду имущества. По таким контрактам удерживайте только НДФЛ (п. 4 ст. 420 НК РФ);
  • контрактов, которые можно отнести к лицензионным договорам, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и издательским лицензионным договорам. По таким контрактам вы должны удержать НДФЛ и уплатить взносы на ОМС и ОПС. Взносами на травматизм эти контракты не облагаются (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

Учтите, что цена контракта в любом случае не меняется, общая сумма расходов по контракту, включая выплаты физлицу, НДФЛ и страховые взносы, должна уложиться в цену контракта. Вы можете отразить расчет НДФЛ, страховых взносов и фактически выплачиваемой лицу суммы в документах о приемке по контракту.

Готовое решение: Какие особенности установлены Законом N 44-ФЗ для заключения контракта с физическим лицом (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Если контрагент — физическое лицо

Разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития России, также дают однозначный ответ и на вопрос о том, что именно, договор или контракт, следует заключать при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица — гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

В связи с вышеизложенным ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением.

При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или не являющимся таковым.

Договор и контракт по своей сути являются разными формами одного правового института — соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей;

— действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт»;

— Закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы;

— согласно разъяснениям, приведенным в Письме Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом по регулированию контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты;

— форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее, его организационно-правовой формой.

Источник: https://ric480.newsmine.ru/2020/01/30/otvet-nedeli-kontrakt-s-fizicheskim-licom/

Юридическая консультация

Контракт с обязанным лицом

Трудовые отношения обязанных лиц имеют особенности

Можно ли установить предварительное испытание, заключить контракт при приеме на работу обязанного лица? По каким основаниям можно уволить обязанное лицо, трудоустроенное в организацию потребкооперации по постановлению суда?

АВТУХОВИЧ С.М., г. Ляховичи

Порядок трудоустройства и увольнения обязанных лиц регулируется Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Согласно пункту 14 названного Декрета, обязанные лица, трудоустроенные на основании постановления суда, могут быть уволены после полного возмещения расходов по содержанию детей либо после самостоятельного трудоустройства этих лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, а также после освобождения их от уплаты расходов на содержание детей по решению суда. По общему правилу до полного возмещения расходов по содержанию детей обязанное лицо с работы уволено быть не может. Исключение составляют увольнение по пунктам 1, 2, и 8 статьи 42 Трудового кодекса (ликвидация (прекращение деятельности) нанимателя; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы; совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания). Подлежат увольнению данные работники также по пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 44 Трудового кодекса: в связи с призывом на военную службу; в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу; в связи со вступлением в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы; в случае смерти работника, признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим, смерти нанимателя — физического лица. Кроме того, данные работники могут быть уволены по пунктам 2 и 4 статьи 47 Трудового кодекса в случае: совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя; направления работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий.

Если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, увольнение данного лица осуществляется нанимателем при наличии письма от другого нанимателя по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите.

В связи с тем, что вышеперечисленные основания и условия прекращения трудовых отношений с обязанными лицами являются исчерпывающими, их увольнение по иным основаниям не допускается.

Так, наличие контракта предполагает возможность прекращения трудовых отношений по истечении срока действия контракта, а также по дополнительным основаниям, предусмотренным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г.

№ 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», но такие основания увольнения в отношении обязанного лица не допускаются, поэтому в отношении обязанных лиц контрактная форма найма применяться не может.

Кроме того, согласно пункту 14 Декрета, обязанные лица, трудоустроенные по постановлению суда, имеют право на трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Следовательно, таким лицам дополнительный поощрительный отпуск, который является обязательным условием контракта, предоставлен быть не может.

Аналогичная ситуация возникает и при установлении предварительного испытания при приеме на работу и праве работника и нанимателя расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием.

Целью установления предварительного испытания является проверка соответствия работника поручаемой ему работе. Согласно части первой статьи 29 Трудового кодекса, каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием:

до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;

в день истечения срока предварительного испытания. Однако трудовой договор с обязанным лицом с условием предварительного испытания не может быть прекращен по названным основаниям. Следовательно, и заключать трудовой договор с предварительным испытанием нецелесообразно.

Установление предварительного испытания при приеме на работу обязанного лица, а также заключение с ним контракта будет противоречить требованиям Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 в части прекращения трудовых отношений с такой категорией работников.

С учетом изложенного при трудоустройстве обязанных лиц по постановлению суда целесообразно заключать трудовой договор на неопределенный срок.

——————————————

Сроки зависят от вступления в силу приговора суда

Работник, совершивший хищение имущества нанимателя, после вынесения приговора обжаловал его. Можно ли его уволить с работы и в какие сроки?

ТОРЧИК С.Ю., г. Петриков

Трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты нанимателем по пункту 8 статьи 42 Трудового кодекса в случае хищения работником имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. Увольнение по данному основанию является дисциплинарным взысканием, поэтому работник может быть уволен в течение месяца со дня вступления в законную силу приговора суда .

Частью первой статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса установлено, что приговор суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационные обжалование и опротестование.

Кассационные жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а обвиняемым, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

Обжалованный или опротестованный приговор суда вступает в законную силу с момента принятия по нему решения судом кассационной инстанции.

В связи с тем, что расторжение трудового договора по пункту 8 статьи 42 Трудового кодекса производится только при наличии вступившего в законную силу приговора суда, увольнение по данному основанию можно произвести в месячный срок после принятия судом решения по кассационной жалобе работника.

Источник: https://www.sb.by/articles/yuridicheskaya-konsultatsiya-57510.html

Как составить договор между физическими лицами

Контракт с обязанным лицом

Договор – это соглашение субъектов гражданских правоотношений об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей. Обычные физические лица, т.е. граждане, не имеющие статуса ИП, тоже являются субъектами гражданских правоотношений. Они точно так же, как юридические лица и индивидуальные предприниматели, вступают в сделки и заключают договоры.

Есть только некоторые виды гражданско-правовых договорных отношений, в которые не могут вступать обычные физические лица, например, поставка.

Не могут физические лица заключать между собой и договор контрактации, по которому одна сторона обязуется закупить у другой стороны будущий урожай или выращенный скот.

В большинстве же случаев заключение договоров между физическими лицами происходит на тех же основаниях, что и при участии организаций и индивидуальных предпринимателей.

Чаще всего, все-таки, договоры в письменной форме заключают партнеры, если хотя бы один из них является субъектом предпринимательской деятельности. Это объяснимо, т.к. ведение бизнеса требует скрупулезного оформления документации, в том числе, договоров. Но есть ряд сделок, которые и обычные физические лица должны оформлять письменно.

Это сделки на сумму свыше 10 МРОТ, а также такие сделки, к которым требование письменной формы установлено законом, независимо от суммы.

Указание на форму заключения договора (устное, письменное, нотариальное) есть в положениях статей Гражданского кодекса, соответствующих определенному виду договорных отношений.

Например, обязательному нотариальному заверению подлежат договоры ренты, завещания, залога.

Большинство договоров между физическими лицами можно разделить на две большие группы: изменяющие право собственности (купля-продажа, дарение, мена) и оказание различного рода услуг.

Продавать по договору купли-продажи физические лица могут любое разрешенное в обороте имущество, но только в договорах между физическими лицами не стоит указывать характеристики, указывающие на договор предпринимательского типа. Например, что по договору реализуются товары (т.к.

товары предназначены для дальнейшей продажи) или что арендуемое помещение будет использоваться для торговли.

Оказание услуг по договору между физическими лицами

Чаще всего физические лица не заключают между собой договор об оказании услуг в письменной форме, если им требуется небольшая помощь по хозяйству или простой ремонт.

Договоренности осуществляются устно, оплата производится из рук в руки при получении результата работ или услуг.

Нелюбовь к оформлению документов при оказании услуги физическим лицом другому физическому лицу может привести к тому, что претензии к качеству работы или оплате за нее предъявить будет очень сложно. Все держится на честном слове заказчика и исполнителя.

Если нет никаких подтверждающих документов: договора, расписки в получении денег, акта-приемки передачи, сметы расходов, документа об использовании средств заказчика на закупку материалов и др.

, то в случае судебных споров сторонам остается ссылаться только на свидетельские показания.

Исходя из этого, при оформлении заказа на услуги или подрядные работы между физическими лицами стоит составлять хотя бы простой одностраничный договор, который подтвердит, что граждане вступили в определенные договорные отношения.

Такой договор между физическими лицами имеет юридическую силу, как и другой гражданско-правовой договор, но надо знать, что исполнитель – физическое лицо, не являющийся субъектом предпринимательской деятельности, не несет перед заказчиком ответственности в рамках закона о защите прав потребителя. В таких ситуациях действуют только нормы Гражданского кодекса о подряде. Если у заказчика есть выбор, то безопаснее заказывать услуги или работы у официального зарегистрированного лица – ИП или организации.

Трудовой договор между физическими лицами

Договоры, регулирующие оказание одним физическим лицом другому каких-либо услуг или выполнения работ, относятся к гражданско-правовым договорам. Однако, как и в случае с работодателем, являющимся субъектом предпринимательской деятельности, заказчик-физическое лицо может заключить с другим физическим лицом трудовой договор.

Стоит сказать, что на практике заключение между физическими лицами именно трудового договора – большая редкость, но Трудовой кодекс содержит специальную главу 48, регулирующую особенности труда работников у обычных физических лиц.

Трудовой договор между физическими лицами заключается письменно, и он должен содержать такие существенные условия как:

  • ФИО и паспортные данные работодателя и работника;
  • место и условия работы;
  • дата начала работы и срок действия трудового договора (для работодателя-физического лица не требуется каких-либо оснований для заключения трудового договора на определенный срок, такое требование действует только для субъектов предпринимательской деятельности);
  • режим работы, предоставление выходных и ежегодного оплачиваемого отпуска (которые хоть и определяются по соглашению сторон, но должны быть не хуже, чем общие положения, установленные Трудовым кодексом)
  • описание трудовой функции;
  • условия оплаты труда.

Работодатель-физическое лицо обязан зарегистрировать такой трудовой договор в администрации местной власти. О факте прекращения трудовых отношений в случае расторжения трудового договора тоже нужно сообщить.

Трудовая книжка при заключении трудового договора между физическими лицами не заводится, а если она у работника уже есть, то записи в нее не вносятся. Время работы у работодателя-физического лица подтверждается только трудовым договором, зарегистрированным в органе местной власти. Но даже если договор зарегистрирован не был, это не делает его недействительным.

Договор между физическими лицами, если одно из них – иностранный работник

Ситуации, когда работы или услуги физическому лицу оказывает иностранный работник, получивший специальный патент (если он приехал из безвизовых стран), довольно распространены. До 2015 года такие работники могли оказывать услуги только в качестве домашнего персонала у физических лиц. Сейчас же патент дает им право легального трудоустройства у любого российского работодателя.

За привлечение к трудовой деятельности или к оказанию услуг (выполнению работ) иностранного работника, не имеющего патента или разрешения на работу, заказчик-физическое лицо может быть оштрафован на сумму до 5 000 рублей по статье 18.15 КоАП РФ. К тому же, если с иностранным работником был заключен именно трудовой договор, то об этом нужно уведомить территориальное подразделение ФМС, также, как и об его увольнении.

Кто должен платить налоги и взносы при заключении договора между физическими лицами?

Если заказчик по гражданско-правовому договору или работодатель по трудовому договору является субъектом предпринимательской деятельности (организацией или ИП), то он должен выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ.

Это означает, что при выплате заработной платы или вознаграждения он должен удержать из этой суммы 13% – подоходный налог с доходов работника (исполнителя).

И не только удержать, но и перечислить в бюджет не позднее следующего дня (статья 226 НК РФ).

Обычные физические лица при заключении договора с другим физическим лицом налоговым агентом не являются, т.е. не несут ответственности за то, уплатил ли исполнитель налоги со своих доходов. За свои доходы он должен отчитаться сам по декларации 3-НДФЛ и заплатить подоходный налог.

Кстати, даже несмотря на сдачу декларации 3-НДФЛ и уплату налога, физическое лицо, постоянно оказывающее услуги или работы не в статусе ИП, может быть обвинено налоговыми органами в ведении незаконной предпринимательской деятельности.

Теперь что касается страховых взносов за работника или исполнителя при заключении договора между физическими лицами. Здесь закон для обычных физических лиц исключений не делает.

Если обратиться к положениям статьи 5 закона № 212 «О страховых взносах», то среди страхователей мы увидим и «физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями».

Названы обычные физические лица страхователями и в статье 6 закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «О пенсионном страховании».

Это означает, что при заключении договора между физическими лицами заказчик услуг или работ должен на общих основаниях пройти регистрацию в фондах ПФР и ФСС, а также – выплачивать за свой счет страховые взносы с сумм вознаграждения или заработной платы (если был оформлен трудовой договор).

Конечно, на практике обычные физические лица редко регистрируются в фондах как страхователи и выплачивают за свой счет страховые взносы, но тем не менее, такая обязанность у них есть, так же, как и ответственность за ее нарушение.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что для заказчика-физического лица со всех точек зрения выгоднее и безопаснее привлекать к оказанию услуг и выполнению работ индивидуального предпринимателя, а не обычное физическое лицо. ИП сам за себя платит страховые взносы, заинтересован в заключении письменного договора и несет большую, чем обычное физическое лицо, ответственность за свою работу. 

Источник: https://www.regberry.ru/dogovory/dogovor-mezhdu-fizicheskimi-licami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.