Формы защиты авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав в России

Формы защиты авторских и смежных прав

Российское законодательство постоянно совершенствуется в части регулирования интеллектуальной собственности и охраны объектов интересов правообладателей.

Регламентированная Гражданским кодексом защита авторских и смежных прав в теоретическом плане соответствует международной правоприменительной практике.

Предусмотренный механизм обеспечения может стать действенным инструментом в руках авторов, чьи результаты деятельности нелегально используются, а права игнорируются.

Формы защиты

Обеспечение и охрана правомочий авторов осуществляется с помощью юридически обоснованных организационных мероприятий, совокупность которых позволяет предотвратить нарушения, восстановить права и компенсировать убытки. В теории и практике выделяют две ключевые формы защиты:

  1. Юрисдикционная – предполагает защиту субъективных прав авторов уполномоченными государственными органами. Правообладатель в случае нарушения его правомочий вследствие неправомерных действий других лиц обращается в суд, органы государственной власти, к должностным лицам и уполномоченным субъектам, которые пресекают правонарушения и восстанавливают права. В рамках рассматриваемой формы защиты выделяется два порядка обеспечения авторских и смежных прав:
    • Общий – разрешение авторско-правовых споров в судебном порядке путем обращения в судебную инстанцию общей компетенции. В случае возникновения разногласий между юридическими лицами спор подведомствен арбитражному суду. По согласованию сторон отдельные категории споров могут передаваться на рассмотрение третейского судьи.
    • Специальный – предусматривает административный порядок защиты. Он может осуществляться на основании статьи 11 ГК РФ и представляет собой исключение из стандартного правила. Это означает допустимость использования такой формы защиты только при прямом указании случаев в законе. В рамках специального порядка средством защиты является жалоба в управленческий орган. Итог ее рассмотрения также может обжаловаться в судебном (общем) порядке.
  2. Неюрисдикционная – предполагает совокупность самостоятельных действий субъектов по защите в рамках правового поля без обращения в компетентные или государственные органы. Спектр действий в рамках этой формы защиты является достаточно узким и сводится к праву на отказ от выполнения определенных действий, например, корректировки произведения путем внесения дополнений, не предусмотренных авторским соглашением. В качестве еще одного примера служит отказ от выполнения условий договора в результате его недействительности.

Общий порядок защиты в суде предполагает трехгодичный срок исковой давности. Это временное ограничение не относится к нарушению неимущественных личных прав автора, на которые не распространяется правило своевременного обращения в суд.

В контексте авторства наибольшая практическая значимость из вышеперечисленных форм защиты отводится юрисдикционной гражданско-правовой защите, которая предусматривает обширную совокупность способов и методов обеспечения прав.

Характеристика способов

В гражданско-правовом понимании способы защиты представляют собой совокупность принудительных мер, которые служат инструментом воздействия на нарушителя, а также восстановления или признания оспариваемых или нарушенных правомочий. Перечень мер регламентирован статьей 12 ГК РФ:

  • право признается;
  • право восстанавливается на первоначальное положение до момента совершения или выражения угрозы совершения незаконных действий;
  • сделка признается недействительной или ничтожной;
  • обязанности присуждаются исполнению в натуре;
  • акт государственного органа или акт местного самоуправления признаются недействительными;
  • противоречащий закону акт органа власти любого уровня не применяется судом;
  • компенсируется моральный вред, возмещаются убытки, взыскивается неустойка;
  • правоотношения прекращаются или изменяются;
  • происходит самозащита права.

Это не исчерпывающий перечень. В последнем пункте статьи законодатель указал возможность применения других предусмотренных нормативными актами способов.

В соответствии со статьей 1250 ГК РФ отсутствие вины субъекта, который нарушил интеллектуальное право другого лица, не является основанием освобождения от обязанности прекратить противоправные действия. Меры защиты могут применяться независимо от факта наличия вины.

Специфика защиты отдельных категорий прав

Личные неимущественные права авторов подлежат защите на основании статье 1251 ГК РФ следующими способами:

  • признание;
  • восстановление;
  • компенсация морального ущерба;
  • пресечение нарушающих или создающих угрозу нарушения прав деяний;
  • опубликование решения о нарушении, которое было допущено.

Честь, достоинство и деловая репутация авторов и правообладателей смежных прав гарантировано защищается на основании статьи 152 ГК РФ одним или несколькими из ниже перечисленных способов:

  • опровержение порочащих эти свойства сведений;
  • компенсация морального вреда и убытков, причиненных распространением порочащей и неправдивой информации;
  • опубликование в СМИ ответа на ранее там размещенный неправдивый, порочащий контент;
  • при невозможности установления личности нарушителя признание ранее озвученных или опубликованных сведений таковыми, которые не соответствуют действительности.

Исключительные права защищаются через предъявление требования к следующим категориям лиц и таким содержанием:

  • лицу, которое отрицает или не признает правомочия автора – признать право;
  • лицам, совершающим или готовящимся к действиям по нарушению или созданию угрозы нарушения авторского или смежного права – пресечь такие действия;
  • лицам, нелегально использующим средства индивидуализации или объекты интеллектуальной собственности, что причинило ущерб – возместить такие убытки или компенсировать ущерб;
  • незаконным распространителям – изъять из оборота;
  • нарушителям исключительного права – опубликовать судебное решение о факте нарушения с указанием действительного правообладателя.

На практике часто случаются примеры ситуаций, в которых средства индивидуализации различных субъектов имеют максимально тождественные сходства вплоть до степени смешения. Такая характеристика вводит в заблуждение потребительский круг, и может принести вред, как деловой репутации, так и аспекту коммерческой деятельности.

В этой ситуации действует принцип: преимущество у субъекта, чье исключительное право на средство индивидуализации возникло раньше. Такая правовая позиция регламентирована статьей 1252 ГК РФ. На практике защита проявляется в следующем:

  1. Все средства индивидуализации обеспечиваются равной правовой защитой и привязаны к единому приоритету.
  2. Владелец какого-либо средства индивидуализации с более ранним приоритетом при обнаружении сходства с объектами другого автора или собственника имеет право на следующие действия:
  • требование признания недействительной регистрации и обеспечения правовой охраны товарного знака или знака обслуживания;
  • требование запрета использования товарного знака или фирменного наименования полностью или частично. Под частичным запретом подразумевается недопустимость использования за пределами определенной территории или в определенных видах деятельности.

Если нарушение авторского и смежного права имеет признаки недобросовестной конкуренции, применяются способы защиты и ответственность по антимонопольному законодательству.

Важные нюансы

Специфика правоотношений рассматриваемой категории заключается в круге субъектов. Правовая защита исключительных прав распространяется как на правообладателя, так и на лицензиата – обладателя исключительной лицензии.

Сложность категории обуславливает наличие в законодательстве беспрецедентных мер ответственности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, неоднократность и грубость нарушения исключительного права служат основанием выдвижения прокурора с требованием в суде о ликвидации субъекта хозяйствования и удовлетворении такого требования.

Физические лица – предприниматели могут понести ответственность, как по гражданскому, так и по уголовному законодательству на основании статьи 1253 ГК РФ. Статьей 146 УК РФ предусмотрена ответственность за плагиат в крупном и особо крупном размере, а также при условии причинения автору или правообладателю крупного ущерба.

Практика последних лет показывает, что компенсация как форма защиты, является самым востребованным вариантом. Основанием ее взыскания служит доказанность факта. При этом инициировавший процесс гражданин не обязан аргументировать и представлять доказательства сумм причиненных ему убытков.

Важно отметить, что компенсационные выплаты могут взыскиваться только в адрес обладателя права исключительной категории и только при нарушении именно этих прав. Все чаще применяется способ защиты в форме взыскания вреда за причинение морального ущерба вследствие неправомерных действий конкурентов.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/zashhita-avtorskix-i-smezhnyx-prav/

Защита авторских прав (Защита прав авторов)

Формы защиты авторских и смежных прав

В главе “Защита авторских прав” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав.

Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав.

Глава “Защита авторских прав” будет полезна авторам, правообладателям, студентам  юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует.

Несоблюдение запрета является неправомерным.

Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье.

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также  оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков.

Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно.

Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ.

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным.

Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав.

Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель.

Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор.

После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке.

Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ.

Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны.

В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/zashhita-avtorskix-prav/

Формы защиты авторских прав

Формы защиты авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интере­сов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охра­няемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционую.

Юрисдикционная форма за­щиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав.

Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обраща­ется за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., кото­рые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выде­ляются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном по­рядке.

Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компе­тенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являют­ся юридические лица, возникший между ними спор относится к под­ведомственности арбитражного суда.

По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступа­ет иск, т. е.

обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Су­дебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применя­ется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обя­зан принять и рассмотреть по существу исковое заявление.

По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчи­ка (ст. 117 ГПК РСФСР), однако по соглашению сторон территори­альная подсудность дела может быть изменена (ст. 120 ГПК РСФСР).

На требования, вытекающие из нарушения личных неимуществен­ных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, мо­гут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Специальной формой защиты авторских и смежных прав и охраня­емых законом интересов в соответствии со ст. 11 ГК РФ следует при-

знать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т. е. только в прямо указанных в зако­не случаях. В настоящее время в области авторского права таких слу­чаев не предусматривается.

Однако потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраня­емых законом интересов в вышестоящий орган ответчика, в творче­ский союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.

Так, фирма “1C” обратилась в Государственный комитет РФ по анти­монопольной политике и поддержке новых экономических структур по поводу пресечения нарушения, совершенного ИЧП “Наис”. Пово­дом для данного обращения послужила продажа фирмой “Москов­ский” (г. Москва) нелицензированных копий программ ЭВМ “1C:Бухгалтерия”.

Данное нарушение нанесло ущерб как фирме “1C”, так и покупателям, которые приобретали низкие по качеству копии с ус­таревшими версиями программы, без необходимой документации, с компьютерными вирусами и т. п.

По данному факту было вынесено решение, обязавшее распростра­нителей подделок расторгнуть договоры с покупателями, возместив им не только уплаченную цену, но и моральный ущерб. Кроме того, антимонопольным органом было вынесено предписание по делу о на­рушении ИЧП “Наис” ст. 10 Закона РСФСР “О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках” .

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охра­няемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятель­но, без обращения за помощью к государственным или иным компе­тентным органам.

Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произволь­ных самоуправных действий, запрещенных законодательством.

Ти­пичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости.

В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути дела, сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмот­ренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, чапример в случае его недействительности.

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (при­знание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правона­рушителя.

Авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты, ряд из которых предус­мотрен законодательством впервые. В соответствии со ст.

49 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” обладатели исключи­тельных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; 4) возмещения убытков; 5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; 6) выплаты компенсации в определенных законом преде­лах.

Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих автор­ских и смежных прав и охраняемых законом интересов.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными граждански­ми правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных граждан­ских прав.

В числе таких способов можно назвать требования о прекра­щении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа го­сударственного управления или местного органа государственной вла­сти, о возмещении морального вреда и некоторые другие.

Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующее авторское законода­тельство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2 ст.

49 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% суммы, присужденной судом в пользу истца.

При этом сумма штрафов направляется в уста­новленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда.

Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтоже­нию, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации мате­риалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведе­ния контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Указанные санкции носят административный, а не гражданско-правовой характер и гражданско-правовыми способами защиты ав­торских и смежных прав в строгом смысле не являются. Однако их введение в авторское законодательство является абсолютно оправдан­ной мерой, хотя и несколько запоздалой.

Как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совершенного правонарушения.

Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может тре­бовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского или смежного права предоставляется возмож­ность определенного выбора среди потенциальных способов защиты.

Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом.

Предусмотренные законом способы защиты авторских и смежных прав неоднородны по своей юридической природе, что также оказывает существенное влияние на возможности их реализации.

Наиболее рас­пространенным в литературе является их подразделение на меры за­щиты и меры ответственности, которые различаются между собой по основаниям применения, социальному назначению и выполняемым функциям, принципам реализации и некоторым другим моментам.

Практическую значимость при этом имеет то обстоятельство, что, по общему правилу, меры ответственности в отличие от мер защиты при­меняются лишь к виновным нарушителям авторских и смежных прав и выражаются в дополнительных обременениях в виде лишения пра­вонарушителя определенных прав и (или) возложения на него допол­нительных обязанностей.

Среди гражданско-правовых спосо­бов защиты авторских и смежных прав, предусмотренных действующим законодательством, мерами ответственности могут быть призна­ны лишь возмещение убытков, взыскание незаконно полученного до­хода, выплата компенсации, а также компенсация морального вреда – все остальные являются мерами защиты.

Наконец, завершая общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, нельзя не отметить, что новым законодательством прямо предусмотрены специальные меры, направленные на обеспечение исков по данной категории дел. Согласно ст.

50 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести определе­ние о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеют­ся достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначен-ных для их изготовления и воспроизведения. Перечень действий, ко­торые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, вос­произведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное пользование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отно­шении которых предполагается, что они являются контрафактными. Указанные меры рассматриваются в качестве дополнительных гаран­тий защиты интересов обладателей авторских и смежных прав, по­скольку они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения.

Источник: https://life-prog.ru/1_36871_formi-zashchiti-avtorskih-prav.html

Понятие и формы защиты авторских и смежных прав

Формы защиты авторских и смежных прав

Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав[6].

К сожалению, далеко не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Количество нарушений авторских и смежных прав остается высоким, а большинство нарушителей избегает ответственности.

Причины этого явления носят комплексный характер и, в частности, кроются в менталитете населения, общем низком уровне правопорядка в стране, неосведомленности авторов о своих правах и способах их защиты, дефиците квалифицированных специалистов, способных оказать авторам и обладателям смежных прав правовую помощь, недостатках действующего законодательства и т.д.

Авторские и смежные права нарушаются не только частными юридическими лицами, но и государственными организациями, в бюджетах которых нередко даже не предусматриваются средства, предназначенные для выплаты авторского гонорара. Особенно часто нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимания органы правопорядка.

В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав, которыми могут воспользоваться потерпевшие, оставляемые, как правило, один на один с правонарушителями, приобретает особую актуальность.

Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

При жизни автора по общему правилу только он сам или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав.

Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.

После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов.

Если автор или его наследники по авторскому договору об отчуждении исключительных имущественных прав переуступили свои права приобретателю, защита нарушенных прав осуществляется им самим. При заключении лицензионного договора предполагается, что право на защиту сохраняется за автором.

Лишь в том случае, когда нарушение третьими лицами имущественных прав, на использование которых выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата, он может воспользоваться теми же возможностями защиты, которыми располагают сами правообладатели (ст. 1254 ГК).

Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которые передали полномочия на управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями.

Такие организации вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК) вправе предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация, также от имени неопределенного круга правообладателей.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством.

Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или иного договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия авторского договора, применяются санкции, предусмотренные договором.

При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты.

По общему правилу защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает иск, т.е.

обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения – с другой.

Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. В настоящее время в области авторских и смежных прав таких случаев не предусмотрено.

Однако, опираясь на общие правила, потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой своих нарушенных прав в вышестоящий орган ответчика (если таковой имеется), в творческий союз или в антимонопольный орган.

Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути, сводится к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента: например, автор вправе отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом в случае его недействительности.

Наибольшую практическую значимость среди форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Способы защиты авторских и смежных прав.

Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Часть четвертая Гражданского кодекса предоставляет потерпевшим достаточно большой выбор способов защиты, которые предусмотрены как общими положениями (ст. 1251-1253 ГК), так и правилами об авторском праве и смежных правах (ст. 1301, 1311 ГК).

Как правило, потерпевший может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера нарушенного права и совершенного нарушения.

Так, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора среди допустимых способов защиты. Обратимся к их краткому анализу.

Необходимость в применении такого способа защиты, как признание авторского или смежного права, возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий.

Неопределенность существования авторского или смежного права зачастую приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование.

Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под псевдонимом, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать права на использование произведения, ни защитить их в случае нарушения.

Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется в тех случаях, когда авторское или смежное право в результате нарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже невозможно. Однако для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

Возмещение убытков, в том числе взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме, представляет собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав.

В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь.

При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).

В соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Убытки взыскиваются в полном объеме, т.е. и в виде реального ущерба, и в виде упущенной выгоды.

Примером реального ущерба являются расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или на восстановление материального носителя, который поврежден или уничтожен нарушителем авторских прав.

Упущенной выгодой выступают те не полученные потерпевшим доходы, которые он мог бы получить при нормальном осуществлении своего авторского или смежного права.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевший вправе потребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК).

В данном случае ответственность нарушителя существенно повышается, так как потерпевший может взыскать с нарушителя весь незаконный доход, а не только извлеченную им прибыль. Напротив, положение потерпевшего облегчается, поскольку доказать размер дохода нарушителя по общему правилу гораздо проще, чем обосновать свою упущенную выгоду.

В частности, это может быть сделано расчетным путем, исходя, например, из объема тиража и стоимости одного экземпляра произведения или фонограммы.

Обладатели нарушенных авторских или смежных прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации в твердой сумме:

в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда. При определении конкретного размера компенсации судом должны учитываться предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, степень его вины и иные обстоятельства дела с учетом требований разумности и справедливости;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения (фонограммы) или в двукратном размере стоимости права использования произведения (объекта смежного права), определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения или объекта смежного права (ст. 3001, 1312 ГК).

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Наряду с компенсацией убытков потерпевший вправе потребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного морального вреда. Правовым основанием для этого служат ст. 151, 1099-1101 ГК, которые при наличии предусмотренных в них условий, в частности нарушения личных неимущественных прав авторов и обладателей смежных прав, применяются и в рассматриваемой сфере.

Рассмотренные способы защиты прав авторов и обладателей смежных прав являются лишь основными и не исчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоваться потерпевшие.

Кроме того, к нарушителям авторских и смежных прав могут быть применены некоторые дополнительные санкции, носящие административно правовой характер. Так, согласно п. 4, 5 ст.

1252 ГК контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

В целях более эффективной защиты прав потерпевших закон предусматривает возможность применения обеспечительных мер по делам о нарушении авторских и смежных прав.

В частности, суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными; суд может наложить арест на все экземпляры произведения (фонограммы), в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения, и т.д. (ст. 1302 ГК).

Источник: https://studopedia.ru/21_123982_ponyatie-i-formi-zashchiti-avtorskih-i-smezhnih-prav.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.